Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.
Третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.—середина I тысячелетия н. э.) — это заключительные этапы существования древневосточных рабовладельческих обществ. В VI—IV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноази-атские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями. Меняется характер варварских племен, концентрирующихся по границам зоны рабовладельческих государств. В их среде решающую роль теперь играют кочевые объединения, совершающие набеги на богатых соседей. Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.
В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации рабовладельческих обществ, начинается их внутреннее перерождение. Рабовладельческая социально-экономическая формация логически подходила к своему концу.
Духовная культура.
Огромнейшую роль на формирование культуры египтян произвела религия. По мнению Ф. Энгельса религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. B одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царст-нующего фараона и царем богов.
Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (такие как бог Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.
Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный-хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Иси-ду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.
По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов It-людей своим божественным словом.
Египетские жрецы кроме выделения девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванс-кая триада).
Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.
Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.
Религиозная реформа Эхнатона. Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса времен XVIII династии культ Амона, он стал включать функции богов Ра и Птаха, т.е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя "мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.
Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в несовершенном виде) в египетской религиозной мысли.
Организация культа. Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.