Смекни!
smekni.com

Особенности культуры Древнего Египта (стр. 1 из 5)

Введение.

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества и по тому заслуживают внимания.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень определило, прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Оригинальность и своеобразие культуры определялись ранним зарождением классовых отношений и государства, также довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

Периодизация.

Возникновение первых классовых обществ в Египте (вторая половина IV тысячелетия до н. э.) резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры. Взаимодействие раннеклассовых обществ с их окружением было сложным и многообразным. Необходимость регулирования сложного режима рек, близ которых располагались центры, определила некоторые общие черты в организации производства. Несмотря на множество сходств в условиях и организации Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Восток имели место индивидуальность и неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства — все это можно видеть в Древнем Египте.

В период с конеца IV по III тысячелетие до н. э. рабовладельчество определило все последующее развитие региона. Были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

Первоначальной формой классовых обществ были небольшие территориальные образования — так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство. В тех исторических условиях единое централизованное государство обеспечивало приток рабов-военнопленных, направляло хозяйственную деятельность в масштабах всей страны, что имело большое значение для организации поливного земледелия в долинах Нила. Такое объединение произошло уже в эпоху Раннего царства (XXXI—XXIX вв. до н. э.). В результате складывается централизованная деспотическая монархия с неограниченной властью царя, объявляемой божественной по происхождению, со сложным управленческим аппаратом. Основой экономики становятся крупные царские хозяйства. Объединенные в этих хозяйствах подневольные работники, близкие по своему положению к рабам, подвергались жестокой эксплуатации. Египет Древнего царства становится типичным образцом деспотических монархий (XXVIII—XXIII вв. до н. э.). Эксплуатация рабов и подневольных работников достигает крайних степеней. Все это к концу III тысячелетия до н. э. приводит к кризису систему крупных централизованных хозяйств. Громоздкая система контроля, надзора и учета оказалась нерентабельной, крайние формы эксплуатации вступили в противоречие с потребностями производства. Социально-экономический кризис приводит к временному ослаблению деспотических монархий. В Египте усиливается местная знать, страна практически распадается на полунезависимые области.

Одновременно в течение III тысячелетия до н. э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование классового общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги цивилизации с городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. Все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II — первая половина I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется. В среде скотоводческих племен усиливается социальная дифференциация, выделяется правящая элита, известная по монументальным гробницам. Развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях — начинается борьба за преобладание на торговых путях.

На арене истории появляются новые народы, создающие могущественные политические объединения. Так, в Восточном Средиземноморье складывается гиксосский союз, подчинивший Египет в конце XVIII.в. до н. э. Военное превосходство этих народов (использование боевых колесниц и широкое участие в военных операциях воинов-общинников под руководством своих племенных вождей) приводило к тому, что они нередко побеждали и подчиняли себе древние цивилизации. Вместе с тем завоевания в Египте не привели к разрушению классового общества, а свелись в конечном счете лишь к изменениям в правящей верхушке. Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляется ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Данные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и классовой борьбы. Мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н. э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов страны за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины V тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств, Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.