Смекни!
smekni.com

Проблема христианства и культуры в традиции отечественной духовности (мнения, гипотезы, аспекты методологии исследования) (стр. 6 из 6)

Теоретики и практики гомилетики в большей степени являются авторами церковной публицистики, схожей с жанром неформального философствования. В своих работах они рассматривают разнообразные аспекты взаимоотношений церкви и общества, церкви и культуры. Основанием для культурной коммуникации является содержание христианского вероучения, предполагающее концепцию миссии и миссионерства. Один из историко-культурных вариантов христианской миссии был связан с распространением христиан-ской культуры на национальные языки. Это и был путь Восточной церкви. Посредством культурной трансплантации христианство распространилось на Востоке и Балканах. С нетрадиционных позиций феномен византийского миссионерства рассматривается в работе С. А. Иванова 129 .

Обзор актуальных и исторических аспектов исследования проблемы христианства и культуры в традиции отечественной духовности хотелось бы заключить оценкой исследованности социального и культурного опыта Церкви, богословской науки в XIX в. Н. К. Гаврюшина (представляется, что она применима ко всем ее периодам): «За четверть века до революции “верующий разум” в России сумел сказать о многом строгим научно-богословским языком, хотя расслышать его за грохотом войн, индустриализаций и коллективизаций было едва ли возможно… Трудно сказать, хватает ли у нас к нему внимания сейчас» 130 . Методологический уровень рефлексии отечественного богословия характеризуется им как недостаточный с точки зрения «…сквозного, или диахронического, видения проблем» 131 .

Список литературы

1 Хомяков М. Б. Проблема толерантности в христианской философии. Екатеринбург, 2000. С. 158.

2 См.: Неретина С. С. Верующий разум: К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Скворцов К. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). Киев, 2003.

3 Хомяков М. Б. Проблема толерантности в христианской философии. С. 158.

4 Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1997. С. 12–13.

5 См.: Христос и культура: Избр. тр. Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.

6 Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994. С. 27.

7 См.: Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.religare.ru; Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской православной церкви. М., 1995.

8 См.: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 83.

9 См.: Голубинский Е. История Русской церкви. М., 1998. Т. 2, ч. 2. С. 151–152.

10 См.: Шахов М. О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука // Вопр. философии. 2004. № 11. С. 65–80; Левин Г. Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам? // Там же. С. 81–88.

11 Шахов М. О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука. С. 79.

12 См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 8.

13 Там же. С. 8.

14 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. С. 5.

15 См.: Там же. С. 6.

16 Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С. 5.

17 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. М., 2006. С. 52.

18 См.: Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. М., 1995.

19 Русская философия: Слов. / Под общ. ред. М. А. Маслина. М., 1995. С. 146.

20 См.: Там же. С. 146.

21 См.: Игумен Иннокентий (Павлов). Введение в историю русской богословской мысли. М., 1995.

22 Там же. С. 11.

23 Там же. С. 12.

24 См.: Там же. С. 31.

25 См.: Там же. С. 33.

26 См.: Там же.

27 См.: Там же.

28 См.: Там же. С. 32.

29 См.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 147.

30 Там же. С. 7–8.

31 См.: Там же. С. 3–4.

32 См.: Там же. С. 434.

33 Там же. С. 435.

34 См.: Там же.

35 См.: Там же. С. 435, 436.

36 Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 17.

37 Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. М., 2001. С. 9.

38 См.: Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 2003. С. 13.

39 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. СПб., 1999. С. 47.

40 См.: Кусков В. В. История древнерусской литературы. С. 13.

41 Там же.

42 См.: Там же. С. 5.

43 См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. СПб., 1999. С. 42–46.

44 Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных проф. Н. Барсова. СПб., 1899. С. 168.

45 См.: Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1998.

46 Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 20.

47 См.: Игумен Иннокентий (Павлов). Введение в историю русской богословской мысли. С. 31.

48 См.: Там же. С. 32.

49 См.: Кусков В. В. История древнерусской литературы. С. 8.

50 См.: Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М., 2003. С. 101–124.

51 Цит. по: Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983. С. 11.

52 См.: Философия истории в России: Хрестоматия / Сост. Г. К. Овчинников. М., 1996. С. 11–12.

53 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. СПб., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 45.

54 См.: Там же.

55 Там же.

56 См.: Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 99.

57 Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. С. 94.

58 См.: Копалов В. И. Курс лекций по русской философии истории. Екатеринбург, 2005. С. 15.

59 См.: Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма: Очерки исторической социологии религиозно-гражданской жизни. СПб., 2003.

60 Там же. С. 205.

61 См.: Там же. С. 333.

62 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994. С. 165.

63 Там же. С. 165–166.

64 Там же. С. 65.

65 См.: Там же. С. 175.

66 См.: Там же. С. 176.

67 Там же.

68 См.: Там же.

69 См.: Там же. С. 177.

70 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. С. 178.

71 Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. М., 1998. С. 90.

72 См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 56.

73 См.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994. С. 102–156.

74 См.: Там же. С. 153.

75 Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. С. 3.

76 Русская философия: Слов. С. 378.

77 См.: Там же.

78 См.: Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879. С. 38.

79 Там же. С. 40.

80 Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 253.

81 Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты. С. 62.

82 Там же. С. 62–64.

83 См.: Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных проф. Н. Барсова. СПб., 1899; Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты.

84 См.: Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты.

85 Там же.

86 Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных проф. Н. Барсова. С. 39.

87 См.: Там же.

88 См.: Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты. С. 6.

89 Там же. С. 10.

90 Там же. С. 153.

91 Там же. С. 45.

92 См.: Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.

93 См.: Яковлев А. И. Святитель Филарет и развитие русской культуры в первой пол. XIX в. // Филаретовский альм. Вып. 1. М., 2004. С. 181.

94 Русская философия: Слов. С.181.

95 См.: Там же. С. 499.

96 См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 450.

97 Там же. С. 451.

98 Там же. С. 444.

99 См.: Там же. С. 449.

100 См.: Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. Киев, 2000. С. 7.

101 Там же. С.7.

102 См.: Там же. С. 23.

103 См.: Православие в жизни. Клин, 2002. С. 52.

104 Там же. С. 53–54.

105 Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. М., 2002. С. 3.

106 См.: Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 14.

107 См.: Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. С. 11.

108 См.: Там же. С. 17.

109 Там же.

110 Там же. С. 53.

111 См.: Там же. С. 94.

112 См.: Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. С. 101.

113 См.: Там же. С. 103.

114 См.: Там же. С. 109.

115 См.: Там же. С.132.

116 Там же. С. 143.

117 См.: Спекторский Е. В. Христианство и культура. Прага, 1925.

118 Там же. С. 190.

119 См.: Там же.

120 Там же. С. 191.

121 См.: Илларион (иеромонах) (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 395–396.

122 См.: Православная миссия сегодня. СПб., 1999.

123 Там же.

124 См.: Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2003. С. 95.

125 См.: Там же. С. 193.

126 Там же. С. 193–194.

127 См.: Там же. С. 195.

128 Наш современник. 2006. № 6. С. 184.

129 См.: Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина?

130 Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. С. 6.

131 Там же.