Смекни!
smekni.com

Библия в иллюстрациях французских мастеров книжной графики XVIII века (стр. 2 из 2)

Знакомство с тремя листами гравюр позволяет судить о творческой манере Марилье и дает возможность оценить самую масштабную работу этого иллюстратора. Библия Марилье иллюстрирована в академическом духе, что обусловлено самим характером текста. Марилье начинал свою деятельность с исторической живописи и поэтому свободно владел академическими приемами, будучи профессиональным иллюстратором. Подобным образом Марилье иллюстрировал сочинения Кребийона и Гомера 11 . Композиции в стиле неоклассицизма были в моде с конца 60-х – начала 70-х годов XVIII века. Однако не они принесли Марилье известность. Марилье в первую очередь – мастер изящной композиции, камерного интерьера и оригинального декора. Он одинаково легко воспроизводит как дворцовые покои 12 , так и восточный сераль 13 и готический будуар 14 , беря за основу какую-нибудь историческую или этнографическую деталь и придумывая все остальное.

Очевидно, что иллюстрации к 12-томной Библии – не самая лучшая работа Марилье . Тем не менее манера художника узнаваема: сценки преисполнены живости, слегка театральны и насыщены деталями. В лучших традициях французской иллюстрации XVIII века они экзотичны и костюмированы, мотив растительности – раскидистые ветвистые деревья, робко проникающие в композиции, – напоминают о "другом" Марилье, тонком декораторе и орнаменталисте.

Угодила ли Библия Марилье публике? Скорее да, чем нет, поскольку была иллюстрирована в "новом вкусе". Об успехе этого издания свидетельствует и тот факт, что в 1805 году оно было повторено в усеченном варианте: Новый завет в 3 томах воспроизвел иллюстрации Марилье и Монсио в гравюрах "наиболее искусных художников под руководством Понса" 15 .

Жан-Мишель Mоро-младший (1741–1814), известнейший французский иллюстратор XVIII века, был автором серии рисунков еще к одному крупному изданию библейских текстов. Моро принадлежал к тому же поколению иллюстраторов, что и Марилье, но был на порядок выше и определеннее в стилистическом отношении. Начиная как иллюстратор с рокайльных композиций, Моро впоследствии переходит на позиции неоклассицизма в его крайних проявлениях. Моро прославился, иллюстрируя самых разнообразных авторов. Самые известные его работы – это серии рисунков к сочинениям Мольера, Руссо и Вольтера 16 .

Новый Завет в 5 томах с иллюстрациями Моро выходил в свет в Париже, в 1793–1798 годах. По рисункам художника 18 граверов выполнили 5 фронтисписов и 108 иллюстраций, предназначенных для этого издания. Основной тираж книги был выпущен форматом в восьмую долю листа, за исключением нескольких экземпляров для коллекционеров в четверть листа 17 . Несомненно, это было еще одно роскошное издание для библиофилов. То, что оно появилось практически одновременно с Библией Марилье, можно объяснить, учитывая неослабевающий спрос на иллюстрированную книгу и моду на неоклассику. Скорее всего издание Нового завета было задумано как совершенное и с точки зрения оформления, и с точки зрения печати, так как вышло у Дидо-младшего, типографа, принадлежавшего к обширному семейству полиграфистов, следовавших "новому вкусу".

В собрании Ирбитского музея – одна гравюра из первого тома издания, выполненная по рисунку Моро гравером Ж. Л. Делиньоном. Это иллюстрация к притче из Евангелия от Матфея 18 : "Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут" (Мф. 25,8). Сцена из притчи о десяти девах, пять из которых были мудрые и пять – неразумные. Неразумные, взяв светильники, не взяли с собой масла, а разумные взяли и светильники, и масло в сосудах.

Моро изобразил дев направляющимися к ступеням монументального сооружения (храма) с колоннадой. Из полумрака выступают десять женских фигур, задрапированных в одежды, напоминающие римские тоги. В руках они держат зажженные римские светильники. Композиционно шествие делится надвое: те, что с кувшинами, устремлены вперед и недовольно оглядываются на остальных, остановившихся в растерянности.

Моро иллюстрирует библейскую притчу в сдержанно-возвышенной неоклассической манере: изображение строится на свето-теневом контрасте, преобладании жестких линий и правильных форм. Нарушение пропорций фигур придает персонажам аскетичный вид и подчеркивает выразительность их жестов. Строгий архитектурный декор усиливает драматизм сцены, равно как и прочие античные аксессуары.

Гравюра из Нового завета, выполненная по рисунку Моро, позволяет составить представление как о серии иллюстраций художника к этому изданию, так и о "неоклассическом" периоде творчества иллюстратора. Судя по иллюстрации к притче о десяти девах, Моро испытывал значительное влияние исторических картин Ж.-Л. Давида, ярчайшего представителя французского неоклассицизма. В частности, Моро использует характерную для Давида патетическую жестикуляцию героев и архитектурное обрамление в виде гладкой стены с уходящими вверх колоннами 19 . Иллюстрация Моро не просто повествовательна: способ подачи материала оказывается органичен по отношению к тексту. Именно органичность и стилистическая целостность являются, на наш взгляд, достоинством данной работы художника.

Эпоха расцвета французской книжной гравюры, запечатлевшая в иллюстрации многие забытые ныне тексты, не оставила без внимания и вечную Книгу – Библию. Общий антиклерикальный настрой века Просвещения не способствовал популярности библейских иллюстрированных изданий. Библии с иллюстрациями выпускались, как правило, для кол- лекционеров-библиофилов. Два крупных издания библейских текстов, украшенные гравюрами, были предприняты одновременно в конце XVIII века, в период Великой французской революции. Очевидно, это было связано с утверждением неоклассицизма, который приобрел статус официального стиля французского искусства еще при Людовике XVI, но стал особенно актуален в годы революции. Именно Библия с ее обширным сюжетным потенциалом исторического и нравственно-дидактического характера дала повод к созданию многочисленных композиций в духе неоклассицизма Авторская манера иллюстраторов Библии различна: К.-П. Марилье более традиционен, представляя некий переходный стиль, Ж.–М. Моро-младший – типичный неоклассицист. Художников объединяет стремление к воспроиз- ведению античной (римской) предметности, достаточно наивный и не вполне осознанный историзм художественного мышления.

Список литературы

1 Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки. М., 1995. N 103.

2 См.: Chartier R. Lectures et lecteurs dans la France d' ancien regime. Paris, 1984. P. 171, 172.

3 См.: Вессель И. Э. Французские иллюстраторы XVIII столетия // Вестник изящных искусств. 1883. Т. 1. С. 281.

4 См., например: Bocher E. Les gravures françaises du XVIII siecle. Vol. 6: J.–M. Moreau le Jeune. Paris, 1875 (далее – Bocher); Cohen H. Guide de l'amateur de livres a gravures du XVIII siecle. Paris, 1912 (далее – Cohen).

5 Разрозненные тома сочинений Лесажа, Прево и Сен-Фуа с иллюстрациями по рисункам Ж.–П. Марилье имеются в собрании Отдела редкой книги научной библиотеки УрГУ.

6 Бертух Ф.–И.–Ю. О типографической роскоши в связи с изданием полного собрания сочинений Виланда // Книгопечатание как искусство. М., 1987. С. 56–57.

7 Мерсье Л.–С. Картины Парижа. М., 1995. С. 61.

8 Cohen, 935–936.

9 См.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996. С. 180.

10 Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. N 111.

11 См.: "Сочинения" Кребийона (Париж, 1785) в собрании научной библиотеки УрГУ и "Сочинения" Гомера (Париж, 1786–1788) в СОУНБ им. В. Г. Белинского.

12 См. : "Сочинения" Прево (1783–1785) в собрании научной библиотеки УрГУ.

13 См. : "Сочинения" Прево (1783–1785) в собрании научной библиотеки УрГУ.

14 Cм.: Pupil F. Lt stil Troubadour. Nancy, 1985. P. 332.

15 Cohen. P. 757.

16 Гравюры из "Сочинений" Мольера (Париж, 1773–1778) и "Сочинений" Вольтера (Кель, 1784–1789) – в коллекции Ирбитского музея.

17 Cohen. P. 756.

18 Bocher. P. 1141.

19 Не исключено, что фигура героини картины Давида "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" могла быть прототипом для сидящей "неразумной девы" в композиции Моро; мотив стены с колоннами встречается у Давида в "Портрете графа Потоцкого" и в картине "Скорбь Андромахи". Перечисленные работы Давида были созданы в 80-е годы XVIII века и выставлялись в салонах.