Огромная заслуга А. Денисова-Уральского в том, что он поднял уральское ювелирное искусство до общеевропейского уровня. Будучи тонким знатоком камня, он и сам создавал ювелирные изделия, причем в его творчестве причудливо переплетались и традиции Урала, и витиеватые рисунки модного тогда русского югендстиля. В руководстве по обзору выставки художника в Петербурге в 1911 г. указывалось, что среди работ, проводимых прямо на выставке, были огранка драгоценных камней, художественная резьба по камню, ювелирные работы. Там же давалось разъяснение: "Ювелирный отдел по рисункам и моделям А. К. Денисова-Уральского" 44 . На фотографии выставки, приведенной в журнале "Огонек", можно увидеть витрины с ограненными камнями и ювелирными изделиями 45 . В журнале "Ювелир" за 1912 г. были опубликованы фотографии шести работ художника. И сейчас они остаются единственными доказательствами творческого наследия в области ювелирного искусства этого талантливого уральского самородка 46 . Среди этих работ - две броши, две диадемы и две подвески из платины, золота и серебра с вставками из аквамарина, аметистов, бриллиантов, жемчуга, сапфира. Он же был автором замечательной серии анималистических фигурок из камня, посвященной государствам, участникам первой мировой войны. Они достаточно полно описаны в мировой литературе, и мы их касаться не будем 47 . Прав был Б. В. Павловский, писавший, что серия эта своеобразна по замыслу и совершенна по выполнению и ей трудно отыскать аналогию в русском прикладном искусстве.
Другим крупным художником Екатеринбурга этого же времени был В. Г. Казанцев. Он родился в известной купеческой старообрядческой семье, чей особняк и по сей день красуется на берегу реки Исети возле т. н. Царского моста. В городе был более известен его старший брат, Гаврила Гаврилович. Оба они учились в университете: младший - в московском, а старший - в петербургском. Старший сначала работал в лаборатории Д. Менделеева, но затем вернулся в Екатеринбург, стал гласным Городской думы и одно время даже был городским головой. В доме Казанцевых ставились театральные постановки, была роскошная библиотека и собирался интересный кружок, куда одно время входил и Д. Мамин-Сибиряк. У хозяев была интересная коллекция произведений искусства, разграбленная в годы гражданской войны. Один из первых показов кинофильмов в Екатеринбурге также проходил в доме Казанцевых. В этой обстановке воспитывался младший брат, после завершения университетского образования в 1880 г. поступивший в Академию художеств, которую успешно окончил в 1884 г. в звании классного художника II ступени. В 1891 г. он получает I ступень, а в 1894 г. ему присваивается звание академика живописи. Пик его творчества падает на вторую половину 1880-х гг. и последнее десятилетие века. Он также принимал активное участие в деятельности УОЛИИ. В 1905 г. на VII выставке была устроена посмертная экспозиция его работ 48 . В фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств хранятся три картины этого художника, причем две из них экспонировались на научно-промышленной выставке 1887 г.: "Пейзаж с рекой" (1886), "Солнце село" (1886). Г. Казанцев был в основном пейзажистом, и его лучшие работы посвящены уральской тематике, например: "За Урал" (1884), "Утро на реке Косьве" (1885), "Туман на Чусовой" (1888).
Творчество других известных и молодых в то время уральских художников лишь начиналось на рубеже веков, а их лучшие работы были созданы уже после октябрьского переворота.
Активизация творческой деятельности художников заставила городские власти Екатеринбурга задуматься о создании опорных учреждений, поддерживающих таланты. Помимо возникновения художественного отдела при УОЛЕ и УОЛИИ замышлялась организация кустарного музея 49 . В 1902 г. было открыто художественное училище 50 . Оно не только выпестовало поколения уральских художников, но и само проводило весьма интересные выставки, о чем уже упоминалось 51 .
Есть еще один мало исследованный момент, о котором следует упомянуть. Дореволюционный Екатеринбург был беден памятниками. Если не считать бюстов Петра I и Екатерины I, установленных на плотине, а также памятного военного знака вблизи Екатерининского собора, то в городе не было монументов. В 1884 г. по инициативе бывшего мастерового, в то время швейцара Окружного суда Олимпия Клевакина, начался сбор средств на памятник Александру II 52 . В конечном счете было собрано 13 000 рублей, на которые и был сооружен в полный рост бронзовый памятник императору на мраморном постаменте с декоративными фонарями. Его открыли в октябре 1906 г., и он значительно украсил исторический центр города 53 . К сожалению, все установленные памятники были уничтожены после революции. Бюст Петра I восстановлен по фотографии в 1990-х гг. и установлен в Историческом сквере города. Остальные еще ожидают решения своей участи.
Список литературы
1 См.: Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1957.
2 См.: Геннин Вильгельм де. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М., 1937.
3 См.: Очерки истории Свердловска. 1723-1973. Свердловск, 1973. С. 59-61.
4 Это были в основном портреты екатеринбуржцев и иконы. Например, из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств: "Портрет А. И. Чердынцева", "Женский портрет", "Портрт Н. И. Лагутяева с сыном", "Портрет Д. И. Лагутяевой с дочерью", "Портрет С. И. Князева", "Портрет генерала В. А. Глинки"; из Нижнетагильского музея изобразительных искусств: "Портрет Н. И. Кокшарова", "Портрет Е. И. Кокшаровой", "Портрет священника".
5 См.: Зорина Л. И. История уральского общества любителей естествознаний // Учен. зап. Свердл. обл. краевед. музея. Т. 1. Екатеринбург, 1996. С. 32.
6 См.: Зорина Л. И. История уральского общества любителей естествознаний // Учен. зап. Свердл. обл. краевед. музея. Т. 1. Екатеринбург, 1996. С. 82.
7 См.: Екатеринбургская неделя. 1887. 28 июня.
8 Цит. по: Булавин В. С. Свердловская картинная галерея. Свердловск, 1983. С. 6.
9 См.: Екатеринбургская неделя. 1887. 14 июля.
10 См.: Екатеринбургская неделя. 1887 30 июля.
12 См.: Булавин В. С. Указ. кн. с. 7.
16 См.: Город Екатеринбург. Екатеринбург, 1889. С. 646 - 647.
17 См.: Екатеринбургская неделя. 1885. 3 апр.
18 См.: Екатеринбургская неделя. 1891. 18 сент.