Смекни!
smekni.com

Художественная жизнь Екатеринбурга в конце XIX - начале XX в. (стр. 1 из 4)

Художественная жизнь Екатеринбурга в конце XIX - начале XX в.

Г. Б. Зайцев

Екатеринбург, заложенный по указу Петра I в 1723 г., изначально мыслился как столица горнозаводского Урала. Туда были переведены с Уктусского завода такие важные правительственные учреждения, как Сибирский Обербергамт и таможня. Следовательно, город с момента основания определялся как ворота во всю восточную часть империи. Фортификационные укрепления и постоянно размещенные в городе воинские части подтверждают, что это была внушительная крепость всего региона. Недаром пугачевские мятежники во главе с Белобородовым не рискнули идти на штурм и остановились в семи верстах от города. Наконец, город закладывался как крупный заводской центр, и его изначальных 14 цехов, Монетный двор, а также возникшая несколько позже Гранильная фабрика, расположенные в самом центре на реке Исети, составляли основу государственной промышленности всего Урала. Тут уместно привести знаменитую фразу М. Ломоносова, которую цитируют, как правило в усеченном варианте: "Могущество России прирастать будет Сибирью и Уралом."

Все эти факторы сыграли значительную роль в формировании екатеринбургского общества. Почти в течение всего XVIII века здесь преобладала техническая интеллигенция, связанная с горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленностью. На рубеже XVIII-XIX вв. в городе возникает ощутимая прослойка гильдейского купечества, набравшая свою силу к середине века. Во второй половине столетия, после реформы 1861 г., получает необычайное развитие мелкое купечество, мещанское сословие и кустари. Все это тоже отразилось на культурной жизни общества. В 1847 г. в городе было закончено строительство городского театра (ныне здание кинотеатра "Октябрь"), в котором постоянно шли представления и концерты вплоть до 1912 г., когда было построено новое помещение - здание ныне существующего оперного театра. Представления шли и в Народном доме, выстроенном в начале XX в. на западной окраине города, а также в саду Харитонова, в общественном саду на плотине и ряде других мест. Можно составить интересную летопись спектаклей, концертов и сольных выступлений, которые прошли в нашем городе за семь десятилетий, предшествовавших октябрьскому перевороту 1 .

Меньше повезло изобразительному искусству, которое в Екатеринбурге вплоть до последней трети XIX в. носило в основном прикладной характер. В своем большинстве художники XVIII в. и первой половины XIX в. были связаны со службами Горного правления или императорской Гранильной фабрики. Так, в знаменитом труде В. Геннина есть многочисленные изображения уральских заводов 2 . Эти ведуты - как раз то, что требовалось в это время от художников. До нас дошли некоторые имена рисовальщиков нашего края, например, И. А. Берстнева (1762-1789) - ученика Императорской художественной академии, преподававшего гравировальное искусство. В первой трети XVIII в. известными, если можно так сказать, "техническими рисовальщиками" заводской конторы были Михайло Кутузов и Иван Ушаков. Упоминается и Мирон Аврамов из мелкопоместных дворян, который в середине XVIII в. был учителем рисования в школе екатеринбургского казенного завода. Известно еще с десяток имен 3 .

Пожалуй, первое художественное произведение, связанное непосредственно с Екатеринбургом, принадлежит В. Петрову (1970-1811). Единственная сохранившаяся его работа "Екатеринбург. 1789" несет в себе, наряду с "ведутностью", уже элементы художественного бытового жанра. Однако это было единичным явлением в XVIII в.

То же самое можно сказать и о первой половине XIX в. Не считая заезжих ведутистов (например К. Клауса), практически мы имеем мало свидетельств деятельности местных художников, например: три небольшие акварели капитана Р. Абакова из собрания Екатеринбургского музея изобразительного искусства и несколько анонимных портретов местных купеческих воротил - Расторгуева, Зотова и других. В середине века в архивных документах упоминается имя академика П. Брусницына, работавшего учителем штемпельного искусства на екатеринбургском Монетном дворе, и преподавателя черчения Уральского горного училища С. Князева, учившего молодого А. Корзухина - мастерового Монетного двора. Раннее творчество этого талантливого художника тоже относится к уральскому искусству 4 . Однако говорить об интенсивной художественной жизни в столице горного Урала вплоть до 1870-х гг. не приходится.

Начало взлета художественной жизни в Екатеринбурге можно связывать со временем организации в 1870 г. Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), при котором уже на следующий год был организован естественно-научный музей. Он со временем стал одним из главных центров культуры всего региона 5 . Поворотным этапом для художественной жизни города, как это ни парадоксально, стала организованная УОЛЕ Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в 1887 г. На этой выставке экспонировались кустарные промыслы, однако один из отделов именовался "художественным". В нем выставили свои работы два профессиональных местных художника: В. Казанцев (18 работ) и Н. Плюснин (несколько живописных работ и один скульптурный портрет - бюст) 6 . Кроме того, выставлялись и другие художники-любители, например: семнадцатилетний Егоров, живописцы Мягких, Воронин, график Половников и еще несколько человек 7 . Конечно, эти экспонаты бледнели на фоне блеска самоцветов, уральских горок, кружев чугунного литья.

Ученый секретарь УОЛЕ О. Клер вспоминал: "...За несколько месяцев до открытия устроенной нашим обществом в 1887 году Урало-Сибирской выставки многоуважаемый наш сочлен Николай Егорович Мелкозеров сообщил мне как секретарю выставочного комитета, что его родственник, профессор Императорской Академии художеств Василий Петрович Верещагин гостит у него и что через него было бы возможно привлечь в Екатеринбург на время нашей выставки Передвижную выставку Академии" 8 . Этим поводом и воспользовалось УОЛЕ.

В июле 1887 г. в самый разгар промышленной выставки в город прибыла первая, столь престижная для столицы горного Урала выставка Академии художеств. Накануне ее приезда в газете "Екатеринбургская неделя" сообщалось, что выставка "...в первый раз дает населению Приуралья возможность ознакомиться с действительно художественными произведениями, да еще подобранным таким компетентным учреждением, как Академия художеств" 9 .

Для прибывших работ (114 работ маслом, 59 акварелей, 20 рисунков, 12 работ мелкой металлической пластики и пр.) были предоставлены залы местной классической мужской гимназии имени императора Александра II, где 28 июля, после водосвятия, совершенного епископом Нафанаилом в присутствии "отцов" края, было совершено торжественное открытие выставки 10 . В экспозиции были работы Перова, Айвазовского, Шишкина, Кившенко, Корзухина, Лагорио, Семирадского, Мещерского и других. За 43 дня работы выставки ее посетили 26 327 человек. Это при населении города в 30 000!

Покидая Екатеринбург, администрация выставки передала в дар городу 23 работы (14 живописных и 9 акварелей). Губернатор В. Лукошков распорядился передать картины УОЛЕ, и они легли в основу Художественного отдела этого общества 11 . Отдел был открыт для публики 27 декабря 1889 г. Учитывая, что ранее УОЛЕ были подарены и другие художественные работы, этот отдел по тем временам выглядел вполне прилично. Так, например, здесь были две работы венецианской школы: "Святое семейство" Санта Кроче (?) от А. Рязановой и "Нахождение Моисея" неизвестного художника XVII в. от П. Первушина 12 . Заметим, что это были не единственные дары в то время. Так, в газетах промелькнуло сообщение, что первой картиной в музее был "Портрет Александра II" и "Бюст краеведа Н. Чупина", выполненные Н. Плюсниным. Затем поступили две работы В. Казанцева: "Полдень на севере" и "Солнце село" 13 . В 1901 г. в этот отдел поступили две работы художника Яковлева: "Приисковая сцена" и "Летний пейзаж" 14 . Еще в 1897 г. художник П. Сведомский письменно обещал прислать одну из своих работ из Рима, однако след этого дара не обнаружен 15 . Даже на основании этих скудных сведений мы вправе говорить об интересной музейной коллекции провинциального города конца XIX в.

С этого времени в Екатеринбурге начались и более-менее регулярные выставки местных художников, были открыты вечерние художественные классы, а впоследствии - художественно-промышленное училище. В самом городе жили и работали многие художники. Так, по однодневной переписи населения города в 1887 г. в нем числилось 18 живописцев и иконописцев 16 .

Эпизодически выставки и рисовальные классы проходили в Екатеринбурге в течение всей последней четверти XIX в. Например, в 1885 г. в местной газете появилось объявление: "В доме Скавронского напротив театра открыто отделение СПб магазина "Картины русской школы". Олеографические копии с картин Маковского, Ю. Клевера, Клодта, Якоби, Орловского, Сверчкова, Мещерского, Лагорио и др." 17 В 1891 г. в залах УОЛЕ делал свою выставку А. Денисов-Уральский; на ней экспонировались не только его произведения из камня, но и живописные работы 18 . Однако интенсивная художественная жизнь в городе началась с организации в 1894 г. Уральского общества любителей изящных искусств (УОЛИИ). В его уставе прямо было записано: "...развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам через конкурсы, выставки, обучение и просветительскую работу" 19 . На первом собрании общества в январе 1896 г. было засвидетельствовано 138 действительных членов, из которых 67 имели статус учредителей. Общество имело семь отделов: литературы, сценического искусства, музыки, живописи, ваяния и зодчества, художественной промышленности, фотографии и кустарной промышленности. Главой общества стал модный местный архитектор Ю. Дютель, а заведующим отделом живописи - преподаватель рисования Н. Плюснин. Основными задачами этого отдела признавались: устройство рисовальной школы для кустарей и ремесленников, составление проектов образцов для кустарной мраморной промышленности. Следовательно, функции общества изначально были во многом прикладными.