Смекни!
smekni.com

Понятие менталитета в культорологических исследованиях (стр. 3 из 3)

Тем более что при всех своих слабостях понятие обладает и весомыми достоинствами, позволяющими с пользой применять его в разных науках, и в частности в культурологии. Термин «ментальность» — удачное теоретическое выражение и обобщение характеристик реального феномена (ментальной сферы, состоящей из стереотипов, автоматизмов мышления, установок, обусловленных культурой, ценностных систем и т. д.). При том теоретическое понятие «менталитет» остается тесно связанным с действительностью, поскольку ментальность не абстрактна, не существует сама по себе, вне времени, пространства, конкретной социальной группы. Соединение неотрывности от реальности и достаточно высокого уровня обобщенности делает понятие пригодным для исследования жизненных явлений. Культурология, будучи наукой, притязающей на выведение теорий, обобщающих и подытоживающих культурный опыт человеческих сообществ, с одной стороны, и постоянно взаимодействующей с действительностью — с другой, испытывает нужду в понятиях, подобных менталитету.

Ученые, задействованные в исследованиях ментальной сферы, не отрицают недостатки понятия, но провозглашают наличие в нем способности отражать особый взгляд на мир, складывающийся в различные исторические эпохи, специфику воздействия времени на человека, а также возможности узнать, руководствуясь им, нечто новое о прошлом и настоящем. К примеру, Ф. Граус, представитель современной школы «Анналов», говорит об эвристичности понятия, о том, что оно «позволяет продвигаться дальше в давно разрабатываемых областях исследований, там, где традиционная метода не дает эффекта (в изучении ведовства, легенд и мифов и т. п.)» [цит. по: История ментальностей…, 1996, 79]. А. Я. Гуревич признает неопределенность, расплывчатость и амбивалентность понятия «менталитет». Вместе с тем, по его мнению, вдумчивое и сугубо осторожное использование понятия позволит получить удовлетворительные результаты. А. Я. Гуревич видит главное достоинство понятия ментальности в предоставляемой им возможности увидеть поведение индивидов и коллективов людей изнутри, а не извне, с позиции стороннего наблюдателя, попытаться проникнуть во внутренний мир человека отдаленных эпох [см.: Гуревич, 2005б].

Практика показывает, что в исследованиях ментальной сферы, ведущихся гуманитарными науками, в том числе и культурологией, без понятия, близкого «менталитету», обходиться сложно, так как область ментальности, которую описывают при помощи данного термина, существует и требует изучения, тем более что достойной замены ему пока не находится. Похожие понятия возникают, но и они не оказываются избавленными от несовершенств. Например, Ж. Ле Гофф предложил использовать термины «воображаемое», «образы», «представления» [см.: Там же], П. Рикер сформулировал концепцию репрезентации, Дж. Ллойд, выступавший против понятия менталитета, заменил его концепцией «стиля поиска» [см.: Рикер, 2004]. Нетрудно заметить, что альтернативные термины способны быть столь же неотчетливыми и нестрогими.

Особенно нуждается в понятии менталитета культурология, работающая и с ментальной сферой в целом, и с отдельными ее составляющими — системами ценностей, культурными стереотипами, установками. Использование данного понятия, невзирая на его недостатки, необходимо культурологии по той еще причине, что понятийный аппарат молодой науки, находящейся в процессе становления, пока не вполне сложился и постепенно формируется, включая в себя самостоятельно выработанные понятия и те, что заимствованы из других наук (философии культуры, психологии, социологии, истории). Понятия, привлеченные культурологией из родственных наук, не остаются в первоначальном виде, преобразуются в понятия собственно культурологические. Среди подобных — понятие ментальности, которое постепенно превращается из историко-психологического, социологического в культурологическое, позволяет подвергать рассмотрению область ментальности с культурологических позиций. Не исключено, что употребление понятия «менталитет» способно принести пользу не только культурологическому анализу ментальной области, но и оказать содействие развитию самой культурологии.

Представляется, что применение концепций, основанных на идее ментальности, может быть методологически плодотворным в культурологических исследованиях. Однако для этого необходимо соблюдение нескольких важных условий.

1. Сфера ментальности в концепциях ментальности должна быть структурирована, в ней нужно выявить главное и второстепенное, подчиняющее и соподчиненное. Такая мера позволит точнее обозначить предмет исследования — саму ментальную сферу.

2. Надо описать механизм формирования ментальных установок и воздействия ментальных матриц на индивидуальный внутренний мир человека.

3. Не распространять воздействие ментальных стереотипов и установок на большие сообщества (нацию, этнос), применять данное понятие в отношении малых сообществ (социокультурных слоев и страт, субкультур). Это может способствовать формированию более тонкого, дифференцированного подхода к феномену менталитета, учесть сложность строения социума и его культуры.

4. Предельно конкретизировать понятие ментальности, четко установить его суть путем выведения из многообразия определений менталитета общих значений.

5. Не определять менталитет через уже существующие самостоятельные научные понятия, такие как картина мира, коллективные представления, дух народа и пр., столь же расплывчатые, как и понятие менталитета, так же требующие конкретизации.

6. Совершить понятийное разделение терминов «менталитет» и «ментальность», что «разгрузило» бы чересчур насыщенное смыслами единое понятие («менталитет» или «ментальность», употребляемые как синонимы). Возможно, это бы позволило четче отражать область ментальности.

7. Отказаться от использования понятия в качестве всеобщего объяснительного принципа, очертить границы его применимости.

Следуя обозначенным условиям, культурология сумеет скорректировать недостатки, связанные с употреблением понятия «менталитет», повысить эффективность использования и в полной мере воспользоваться его достоинствами. Конечно, этот процесс требует немалых усилий сообщества ученых-культурологов и, вероятно, займет большое количество времени. Однако в недавних работах культурологов налицо позитивные сдвиги, допускающие предположение о том, что современная культурологическая наука движется именно в этом направлении.

Список литературы

Бессмертный Ю. Л. «Анналы» — переломный этап? // Одиссей. М., 1991а. С. 8—25.

Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века: Очерки демогр. истории Франции. М., 1991б.

Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII—XIII веков. По северофранцузским и западнонемецким материалам. М., 1969.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд., доп. М., 1986.

Даркевич В. П. Путями средневековых мастеров. М., 1972.

Даркевич В. П. Народная культура Средневековья. М., 1988.

Дашковский П. К. К вопросу о соотношении категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект // Философские дескрипты. 2002. Вып. 2. С. 36—44.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987.

Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://donntu.edu.ua/russian/strukt/kafedrs/phil/works/etn_mental/title.html, 1998.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. М., 1991. С. 49—60.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции. Послесловие к книге Ле Гоффа Ж. «Цивилизация Средневекового Запада». Екатеринбург, 2005а.

Гуревич А. История в человеческом измерении: (Размышления медиевиста) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/gu4.html, 2005б.

История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

Культурология, XX век: Энцикл. Т. 2. СПб., 1998.

Полежаев Д. В. Психология социальной установки в контексте исследования ментальных феноменов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/polezhaev.htm, 2001.

Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет?: Историогр. заметки // Отеч. история. М., 1995. № 3. С. 158—166.

Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.

Современная западная философия: Слов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/189/word.

Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/183/word.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков: эпоха, быт, костюм. М., 1978.

Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.,1995.