Смекни!
smekni.com

Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности (стр. 2 из 2)

равноценность этнических культур, выражающаяся в идее равнозначимости этнических культурных ценностей в поли- культурном пространстве. Принцип ориентирует на такую организацию процесса этнокультурного воспитания, при которой у учащихся формируются понимание культурных различий других народов, осознание равноправия и равноценности всех культур, чувство уважения к представителям других культур, их обычаям, традициям, верованиям и ценностям.

Этнопедагогический подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности обосновывает важность изучения, сохранения и передачи народных традиций воспитания будущим поколениям. Воспитательный потенциал этнотеатрализации проявляется в ее способности передавать от старших поколений к младшим опыт этнокультурных отношений ( в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами) , обеспечивающих художественно-творческую самореализацию школьника, а также формирование нравственных качеств личности. Этнопедагогический подход имеет свое выражение в принципе использования народных традиций в воспитании, что обеспечивает воспитательную направленность, педагогическую целесообразность, соответствие возрастным особенностям, небольшие объемы сценических постановок, эмоционально-образную атмосферу проведения занятий и репетиций.

Социологический подход позволяет рассмотреть сельскую школу в многообразии ее функций относительного сельского социума, позволяет представить функциональную взаимосвязь сельской школы с различными социальными и культурными учреждениями, а также явлениями и процессами социальной действительности на селе. Социологический подход выражается в принципе социального партнерства сельской школы с учреждениями дополнительного образования, музеями, клубами, культурными центрами и другими школами; в принципе использования воспитательного потенциала среды сельского социума, основанного на трудовых традициях, семейных ценностях, правилах отношения к природе, нравственных нормах межличностных взаимоотношений.

Таким образом, нами обоснованы основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этнотеатральной деятельности: системный, системно-функционал ьный, л ичностно - деятельностный, культуроведческий, аксиологический, эт- нопедагогический, социологический. Реализация обозначенных подходов создает условия для эффективного использования педагогического и социокультурного потен-

Список литературы

Арестова В.Ю. Метод проектов в организации этнотеатральной деятельности детей и взрослых // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. С. 838-841.

Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как историко-культурный феномен // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 1. С. 3-7.

Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания / / Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6; URL: http: //www.science-education.ru/100-5220 (дата обращения: 13.01.2012).

Богатырёв П.Г. Народная культура славян. М.: ОГИ, 2007. 368 с.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.

Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 198 с.

Любимова Л.М., Баянова О.В. Этнолингвистическое описание культурных кодов (на примере обрядового фольклора) // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 04 (95). С. 105-111.

Кузнецова Л.В. Этнотеатрализация в традициях народной педагогики // Айдаковские чтения, С.110-115.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 208 с.

Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. 335 с.