Смекни!
smekni.com

Диалог как самоидентификация в культуре (стр. 2 из 2)

Диалогизм Бахтина означал плюрализацию философской антропологии. Для философа первостепенное значение имело не само «я», а наличие вне себя другого равноправного сознания, «другого я». Человек реально существует в формах «я» и «другого», причем форма «другого» в образе преобладает. Это создает поле напряжения, где происходит борьба «я» и «другого». Жить - значит занимать ценностную позицию. Но этого можно достигнуть только через живое и длящееся взаимодействие с «другим», т. к. само по себе сознание отдельной личности лишено ценностного критерия. «Я» и «другой», по мысли философа, - основные ценностные категории.

Самоидентификация, таким образом, является диалогом, в который вступают миры «я» и «другого».

«...Я осознаю себя и становлюсь самим собою, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого, - вскрывая диалогическую сущность личности и ее самосознания, писал Бахтин. - Важнейшие акты, конституирующие самосознание, определяются отношением к другому сознания (к “ты”). Не то, что происходит внутри, а то, что происходит на границе своего и чужого сознания, на пороге. И все внутреннее не довлеет себе, повернуто вовне, диалогизирова- но, каждое внутреннее переживание оказывается на границе, встречается с другим, и в этой напряженной встрече - вся сущность. Это высшая степень социальности (не внешней, не вещной, а внутренней» [3. C. 311]. Следует обратить внимание, в контексте рассуждений Бахтина, еще на одно обстоятельство, усложняющее диалог я с другим: это наличие в составе других не только исторически-конкретных людей, но и той сферы мироздания, окружающего человека, которую принято называть «историей воображаемого». То есть то, что выступает как «истина», но сформировавшаяся не на научно-выверенной основе, а на «предании», на прихотливо истолкованных фактах того прошлого, в которое по тем или иным причинам оказалась «втянута» формирующаяся, самоидентифицирующаяся личность, конкретно-исторически и социокультурно самоопределяющееся «я». Это своего рода зеркало, в котором культура получает отражение и, таким образом, свою идентификацию. В этом окружении она самоопределяется не только в своей эпохе, в своем времени, но и в прошлом.

Список литературы

КаганМ.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. 543 с.

Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

БахтинМ.М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 263.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.