Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 4 из 10)

г) основные черты афинского права;

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Активная законодательная деятельность в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы – постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

Право собственности и обязательства. Различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать” от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Частная земельная собственность считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный корабль. Право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда (“вольные” и “невольные” обязательства). Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение имел залог земли – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причинённый сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц – детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию. При причинении вреда личности возникала ответственность за преступление.

Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Преступления и наказания. Право различало преступления против государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог). Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

д) воспитание и образование.

Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы (“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали буквы по названиям (альфа, бета, гамма и т.д.), складывали их в слоги, слоги – в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счётной доски (напоминающей счёты). В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях. Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.

4. Спарта.

а) особенности общественного строя;

Объединение дорийских племён с ахейскими привело к образованию спартанской общины. Возникновение государства в Спарте относят к VIII-VII вв. до н.э. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Каждому спартиату предоставлялся земельный надел (клер) с рабами – илотами. Земля разделена на 9000 равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их нельзя было продать, подарить или завещать. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего военный лагерь. Главной обязанностью считалась военная. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Мужчины объединялись в возрастные и иные союзы. Немногие избранные граждане входили в корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобождённые от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах – сисситиях, организуемых за счёт ежемесячных взносов спартиатов. Порции участников сисситий были равными. Почётные доли получали должностные лица. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства способствовали и правила против роскоши. Запрещалось торговать, вводились тяжёлые, неудобные железные монеты. Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов возрастала, а спартиатов сокращалась – с девяти до четырёх тысяч к концу IV в. до н.э. Периеки – жители периферийных горных неплодородных районов – занимали положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц – гармостов. Они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооружённых воинов. Основное занятие периеков – торговля и ремесло. Высшие должностные лица могли казнить их без суда. Илоты были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах использовали рабов из военнопленных). Илоты вели своё хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и распоряжались оставшейся частью урожая. Их положение было близким к положению крепостных крестьян. Илоты участвовали в войнах в качестве легковооружённых воинов. Они могли выкупиться на свободу. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.