И как им не падать пред высочайшим Единым! Первопричина! Превышающий всех без изъятия Богов! Бесконечный! Господь светлых Сил, всех миров Покровитель! Непреходящий! Ты и Бытие и Небытие 11, неизреченное ТО! Из Богов нет выше Тебя, Старший из всех человеков (Пуруша. Высочайший Ковчег всего, что живет; Обитель горняя! Тобой проникнута Вселенная, О Познаваемый и Познающий, Она вмещается вся в образе Твоем.
Ты — Вайю 12, Яма 13, Агни 14 и луна, Отец, Варуна 15, Предок 16 всем живых; тысячеустая хвала Тебе и Слава! Слава! И вновь бесконечная Слава Тебе! Все ниц во прахе пред Тобой простерлись, все со всех сторон; ни силе нет Твоей границ, ни власти — измеренья, Ты все вмещаешь, ибо Сам Ты - Все.
И если я, считая тебя другом, по недомыслию восклицал: О Кришна! О Иадева! О мой друг!, то делал я, не ведая величья Твоего. Беспечно предавался порывам сердца моего; И если. отдыхая и шутя, в игре, за трапезой, или в веселья час, не проявлял я должной меры почитания к Тебе. Наедине с Тобой, или среди толпы друзей, молю Тебя, прости мой грех, о благостный Господь! Отец миров, всего, что движется и что стоит, достойней, чем славнейший из Гуру, нет ничего подобного Тебе! Кто превзойдет Тебя? Кому во всех мирах соперничать со Славою Твоей? И вот я падаю в благоговеньи пред Тобой, молюсь Тебе; Благослови меня! Будь мне Отцом, будь другом мне, как любящий к возлюбленной — будь так терпим ко мне.
Я видел Твою славу, до меня незримую никем; от радости и ужаса трепещет моя грудь. И я молю Тебя: прими былой Твой вид! О пощади, Господь Богов, Прибежище миров.
В сверкающем венце и с царственным жезлом в руках я жажду видеть прежнего Тебя. Яви любимый и знакомый образ Твой. Сокрой для смертного невыносимое сторукое явление Твое! Благословенный Господь сказал:
Арджуна, милостью Моей ты познал Тот высочайший образ Мой, все проникающий и вечный, что раскрывается лишь в йоге, лишь в слиянии со Мной, которого никто, кроме тебя, не видел никогда.
Ни милосердья подвиги, ни знанье Вед, ни приношенья жертв, ни подвиги аскетов, ни знаний глубина, ничто раскрыть не в силах Тот сокровенный образ Мой, что видел ты.
Смущение свое и ужас погаси, не бойся, что узрел ты страшный образ Мой, забудь свой страх, взвесели свой дух. Воззри на облик Мой, знакомый для тебя!
Санджая сказал:
Молвив эти слова, Васудева 17 явил снова Свой собственный образ 18 и утешил потрясенного Арджуну. Махатма принял снова Свой кроткий вид. 5
Арджуна сказал:
Вновь созерцая Твой кроткий человеческий образ, о Джанардана, я снова прихожу в себя, и возвращается ко мне обычная моя природа.
Благословенный молвил:
Эту форму Мою, на которую ты взирал, очень трудно перенести. Воистину, Боги постоянно жаждут узреть ее.
И не может никто увидеть Меня таким, каким ты видел Меня, хотя бы и знал он все Веды, и предавался подвижничеству, и приносил подаянья и дары.
Одной лишь благоговейной любви доступно такое созерцание, Арджуна; лишь любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мною, о Парантапа.
Тот, кто делает все во имя Мое, для кого Я — высочайшее благо, кто предан Мне, свободный от привязанности, недоступный вражде, тот приходит ко Мне, о Пандава.
Так гласит одиннадцатая беседа, именуемая:
ЙОГА СОЗЕРЦАНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ.
1 Аdityas, семь сыновей Адити, матери Богов.
2 Vasus, представители небесной иерархии.
3 Rudras, полубоги.
4 Ashvina, божественные близнецы, боги зари.
5 Маruts, духи стихий, боги ветра и бури.
6 Второе лицо Йндийской Тримурти.
7 Ishvara, Логос.
8 Маhatma.
9 Svasti, т.е. да будет конечная цель всех проявлений — Свет. Славословие.
10 Слепой царь, сыны которого сражаются на поле Курукшетра.
11 Sat-Аsаt.
12 Бог ветра.
13 Бог смерти.
14 Бог огня.
15 Бог воды.
16 Рrajapati, Отец существ.
17 Эпитет Индры, применяемый к Кришне.
18 Признак Аватара — способность проявлять себя, как Логос.
Арджуна сказал:
Кто более подвинут в Йоге: те ли, которые, всегда уравновешенные, поклоняются Тебе, или те, которые поклоняются Непроявленному Вечному? Благословенный молвил:
Те, которые, устремив свой ум на Меня, всегда уравновешенные, исполненные высшей веры, поклоняются Мне, те в Моих глазах более совершенны в йоге.
Те, которые поклоняются непреходящему, Неизреченному, Непроявленному, Вездесущему, Неисповедимому, Неизренному, Незыблемому, Вечному, Победившие чувства свои, с равным спокойствием относящиеся ко всему, радующиеся благу всех, те также обретают Меня.
Труднее достижение для тех, чьи мысли устремлены на Непроявленного; ибо трудно воплощенному достигнуть пути Непроявленного.
Тех же — воистину, которые, отрешившись от всех действий, не отвлекаясь ничем, сосредоточиваются на Мне, всецело отдавшись йоге и Мне поклоняясь, Тех поднимаю Я быстро над океаном жизни и смерти, о Партха, ибо душою они пребывают во Мне.
Устреми свои мысли на Меня, погрузи свой Дух 1 в Меня; тогда ты будешь воистину жить во Мне.
Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль на Мне, — пытайся достигнуть Меня йогой упражнения 2, о Дхананджая.
Если ты не способен и на постоянные упражнения, сосредоточься на служении Мне; исполняя все действия ради Меня, ты достигнешь совершенства.
Если же ты неспособен и на это, найди приют в слиянии со Мною и, обуздав свое "я", откажись от плодов своей деятельности.
Мудрость лучше постоянного упражнения; медитация лучше мудрости; отречение от плодов деятельности выше медитации; ибо за отречением следует мир немедленно.
Тот, кто не испытывает вражды ни к какому существу, кто настроен дружественно и сострадательно, без привязанности и эгоизма, уравновешенный среди радости и скорби, всепрощающий, Всегда довольный, уравновешенный, с покоренным "я", решительный, посвятивший Мне Разум и мысли свои, тот преданный ученик Мой, дорог Мне.
Тот, от кого мир не отвращается, и кто не отвращается от мира, свободный от тревог радости, нетерпения и страха, тот дорог Мне.
Тот, кто ничего не ищет, кто чист, искусен, бесстрастен, свободен от тревоги, кто отказался от всех предприятий, тот, преданный ученик Мой, дорог Мне.
Тот, кто не предается ни радости, ни ненависти, кто не печалится и не желает, отрекшийся от добра и зла, исполненный преданности, тот дорог Мне.
Равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии, в тепле и холоде, в счастьи и несчастьи, свободный от привязанности, 3 Одинаково встречающий похвалы и упреки, молчаливый, довольный всем, бездомный, твердый в мыслях, исполненный преданности, такой человек дорог Мне.
Воистину, все разделяющие эту жизнь — дающую мудрость 4, исполненные веры, для которых Я — высочайшая цель, которые поклоняются Мне, те дороги Мне превыше всего.
Так гласит двенадцатая беседа, именуемая:
ЙОГА БЛАГОГОВЕЙНОЙ ЛЮБВИ
1 Buddhi.
2 В медитации.
3 То есть свободный от привязанности к форме.
4 Аmrita-Dharma.
5 Bhakti.
Арджуна сказал:
Материю и Дух 1, а также Поле и Познающего Поле, мудрость и все, что необходимо познать, это желал бы узнать я, о Кешава.
Благословенный молвил:
Это тело, о сын Кунти, именуется Полем; того, кто познал его, Мудрецы называют "Познавшим Поле".
Узнай Меня, как "Познавшего Поле" во всех Полях, о Бхарата, Истинное знание Поля, а также знание Познавшего Поле, — это именуется Мною Мудростью.
Каково это Поле, и чему оно подобно, как оно изменяется и откуда оно, и кто Он 2, и какова Его сила, это ты теперь услышь кратко от Меня.
На разные лады воспевали Его Святые в различных гимнах и вещих словах Брахма-сутры 3, исполненных разума.
Великие Элементы, Индивидуальность 4, Разум 5, а также Непроявленное, десять чувств и одно, и пять пастбищ чувств; 6 Желание, отвращение, радость, страдание, тело, ум, устойчивость, все это являет собою Поле и его изменения.
Смирение, непритязательность, незлобивость, всепрощение, прямота, служение учителю, чистота, стойкость, самообладание, Бесстрастное отношение к предметам чувств, а также отсутствие эгоизма, проникновение в страдание и зло рождения, смерти, старости и болезни, Отсутствие привязанности, отсутствие отождествления себя с сыном, женой, домом и страной и постоянное душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий.
Непоколебимая безраздельная преданность Мне путем (йогой, тяга к уединению, отсутствие удовольствия в обществе людей.
Постоянство в Мудрости Брахмана 7, понимание цели истинной мудрости, - все это признано Мудростью; все остальное — неведение.
Открою тебе то, что должно быть познано; что, познанное, приводит к бессмертию, — безначального высочайшего Брахмана, который не может быть назван ни Бытием, ни Небытием, Всюду имея руки и ноги, очи, головы и уста, всеведующее ТО пребывает в мире, обнимая все; Сверкающее всеми способностями чувств, не имея чувств; не связанное ни с чем и поддерживающее все; свободное от трех свойств 8 и пользующееся этими свойствами; Вне и внутри всех существ, двигающихся и неподвижных, неуловимое по своей тонкости; всегда вблизи и все же в недоступной дали, таково невыразимое ТО.
Не разделенное среди существ и все же пребывающее порознь в каждом, ТО познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает и производит.