Смекни!
smekni.com

Внутренняя и внешняя культура (стр. 2 из 4)

Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали

мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-

лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая

органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-

тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества

и его фундаментальной основы- общественного производства, роль

умственного труда, его практическая значимость в жизни общества

все более возрастает.

Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и

интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом

суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп

на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-

ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и

уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация

господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество-

ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв-

лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-

вости просто неприменим - это наука, техника, язык.

Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в

себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется

влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс-

тво, мораль, философия и т.д.

В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в

силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри-

мер, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация

классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци-

ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии,

при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая

борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в

соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за

пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при-

вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их

собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для

распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-

вается в различного рода "культурных клише", назначение которых

состоит в навязывании через культуру определенных идеологических

стереотипов.

На развитие культуры в современных условиях оказывает свое

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие

многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас-

ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен-

ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-

ла возросшие требования к образованности, к повышению интеллекту-

ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела

к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-

ционализации общественной жизни и культуры.

Национальные культуры являются специфическими культур-

ными системами, обладающими относительной автономностью и автох-

тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис-

ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об-

щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по

форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-

дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих

культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее

большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо-

действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу-

ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи-

вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-

тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-

обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а

тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать

национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-

ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое

высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это

особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации

общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-

цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как

свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя

ценности и уникальности существования и развития национальных

культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес-

кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой

мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры

пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому

единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс-

твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия

культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-

ва.

Региональные особенности культуры проявляются не только в

специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде-

ленные существенные различия между городской культурой и культурой

села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо-

дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших

регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-

воение действительности и использование его успехов. Восток же до

недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-

ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-

ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и

Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду-

ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя

итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно

сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные,

национальные типы культур и огромное число субкультур, существую-

щих в качестве подсистем в этих культурных типах.

Во внутренней организации культуры существуют также структур-

ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-

туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом

массового потребления. В работах западных философов и социологов

данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по-

тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-

метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если

они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама,

ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-

отъемлемой частью массовой культуры.

Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-

ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней

детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-

нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но

и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его

основные направления, его содержание и темп.

Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк-

ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-

ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,

при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-

ков к эпохе Возрождения.

Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества

от формации к формации. При этом в истории формирования культуры

имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как

бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей

закономерностью развития культуры является преемственность, в ко-

торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор-

чества. История предметных результатов человеческой деятельности,

воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-

действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых

сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-

дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-

щее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым

поколениям.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные

традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного

наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению,

но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-

ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как

наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-

диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Современное поколение не может не опираться на созданные ранее

ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-

дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления

и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование

культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение

лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-

тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-

ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-

но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством

тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает