Мы встречаем религиозные символы в каждой сфере деятельности россиянина. Многие из этих отраслей утрачены, но некоторые ремесла еще существуют сегодня, более того многие из них возрождаются.
Каждый труженик в своей жизни пытался хоть как-то оправдаться перед Господом и сделать что-либо богоугодное. Поэтому кузнец выводил крест с мыслью о том, что кто-нибудь посмотрит издали на храм, перекрестится, помянет кузнеца и себе душу облегчит. Ибо как сказано святым старцем: «стяжай Духа Святого, и тысячи вокруг тебя спасутся». Этим же принципом руководствовались и домашние рукодельницы, которые издавна украшали русский быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах народных вышивок. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки.
Древнерусская вышивка различалась лицевым (сюжетным) и орнаментальным шитьем. Лицевое шитье перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитье с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен домов и храмов наравне с иконами.
Вышивка выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани – тафта, камка, атлас.
Лики и открытые части тела вышивали светлым шелком, одежду и остальные части композиции - разноцветными шелками и металлическими нитями. Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. В 18 веке существовали специальные мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения.
Вышивались мужские кафтаны, петлицы, косынки, носовые платки, полотенца – золотом и серебром, цветными шелковыми нитями. Шитье подобного рода считалось женским рукоделием. Занимаясь этим делом, девушки пели и молились. Лучшие изделия приносились в храм, для церковных нужд. Такие старинные расписные полотенца можно и сейчас увидеть во многих церквях.
Наиболее древняя вышивка – крестом. Она относится к счетным вышивкам, при работе над которой необходимо считать нити, из которых складывается узор. Такая вышивка имели разнообразие, как то простой крест, двойной, полукрест и мережка. Вышивку часто применяли для украшения одежд священнослужителям, которые символизируют все божественное. Поэтому в мотивах их одежды часто используются такие вышивки, как виноградная лоза. Только в одеянии священнослужителей вышивка оставалась традиционна и сохраняла свои корни.
Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась жить в убранстве быта. Стали появляться вышитые картины, ковры, экраны для каминов. Вышивкой стали украшать сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и др. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в 19 веке становится вышивка крестом. Это не случайно. После поражения восстания декабристом, русское общество возвращается к Богу, к традициям народного творчества. Немало этому способствовал и Н. М. Карамзин со своей «Историей Государства Российского», который буквально открыл русскому обществу его историю.
Вышивали в то время по канве цветными нитями. Во второй половине 19 века вышивка использовалась и в верхней одежде. Вышивка делилась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка была подвержена влиянию моды, приходившей с Запада.
Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обрядами русского крестьянства. Так, как предписывал на Домострой к 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивала выставку приданого, которая должна была свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии, а главное терпении невесты – этой главной добродетели православной женщины.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные местности, а иногда и целые районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Широко применялась и так называемая свободная вышивка, которая включала в себя гладь, «ришелье», тамбур. Гладь в свою очередь, которая выполнялась белыми нитками, имела разновидности: атласная, прорезная, теневая. Во все времена вышивка являлась неисчерпаемым источником вдохновения для вышивальщиц.
Многие предметы народного мастерства являют собой образцы подлинного искусства, в которых и форма, и декор, и содержание находятся в неразрывном единстве. Блестящие, яркие и красочные изделия, творимые на Руси во славу Божию, особенно удавались мастерам. Это рождало местные национальные художественные традиции. Особенно это выражено в росписях мастеров Хохломы, Гордца, Жостова, Загорска, Семенова, Дымкова, Гжели.
Хохломская роспись связана с именем старинного торгового села в Горьковской области и стала называться росписью деревянной посуды и мебели. Выточенные на токарном станке или вырезанные ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная, многократно покрытая олифой, вещь красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «виноградом», «листом», «древком» – опять-таки библейские мотивы. Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху и отличается по техники исполнения от Городецкой росписи.
Она получила название от города – Городец. Промысел возник с сер. 19 века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. Здесь расписывали лубяные короба, мочесники, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья – донца. В верхней части донца изображалась праздничная сцена из жизни горожан: Рождество, святки, застолье. Пустые места заполнялись пышными цветами. Городецкая роспись выполняется клеевыми красками. Сначала готовят цветочный фон, чаще желтый, на него наносят фигуры, букеты, гирлянды ярко согласуются по тону и цвету. Все изображение обводят фигурной рамкой.
Необходимо несколько слов сказать и о знаменитых «Матрешках». Этот символ русской старины никогда не покидал Россию. Точёная разъемная игрушка, изображающая девочку в сарафане и платочке, оставалась модной на протяжении веков. Они имеют тоже несколько видов: Семеновская – несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; Полхов-майданская – более вытянутая с узкой уплощенной сверху головой.
Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево и многих других, возник промысел расписных лаковых подносов – Жостовская роспись. Она представляет собойцветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, незабудок, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирляндами и веточками, которые располагаются в середине подноса, по кроям и по всему дну. Жостовская роспись имеет довольно сложную технологию.
Дымковская роспись родилась на низком берегу реки Вятки напротив города Кирова, где расположилась деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, всадников. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. Перед росписью к краске, замешанной на воде, добавляли сырое цельное яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска.
Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московскойобласти. Свое название оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огненного промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издавле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью, Искусство гжельских мастеров уже в XVIII веке достигло высокого развития. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи. Роспись наносится на поверхность обожженного изделия своблдной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего она и называется подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись. Это древнее прекрасное искусство символизировало мечты о прекрасном.
Т |
радиции прошлого возрождаются, хотя некоторые виды традиционного русского народного искусства не умирали. Например, современная хохломская роспись представлена работами мастеров Коверинского района, живущих в деревнях Ново-Покровское, Семино, Хрящи, Кулигино, и мастеров города Семенова. Ковернинские мастера отдают предпочтение травной росписи, дальнейшему развитию ее форм, тогда как семеновские – растительному орнаменту, стилизованному под «кудрину», основу которого составляют завитками.