Набор для каллиграфии состоит из:
Shitajiki: чёрная, мягкая циновка.
Bunchin: металл для прижатия бумаги во время письма.
Hanshi: специальная, тонкая бумага для письма.
Fude: кисть. Имеется большая кисть для письма больших символов и маленькая для написания имени художника.
Suzuri: тяжелый, черный контейнер для чернил.
Sumi: твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил.
Существует три типа написания иероглифов:
Kaisho - квадратом - когда дна линия пишется за другой. Этот стиль используется редко.
Gyosho - полукурсивом - более быстрое написание.
Sosho - курсивом - быстрое написание (в несколько движений), при котором линии письма менее чёткие.
Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.
Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение - усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком:
исторические трактаты - уставом,
стихотворные сборники - тонкой, вытянутой в длину строкой скорописи,
пьесы дзёрури - причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и "приплюснутой" по вертикали.
Главное, что надо усвоить, - это то, что все иероглифы, в том числе и самые сложные из них, состоят из набора совершенно определенных элементов. Число этих элементов не так уж и велико. При этом каждый из них, в свою очередь, состоит из первичных составляющих - черт. Далее, существует строгая последовательность написания элементов из черт и иероглифов из элементов.
В японском языке употребляется в современной газете до 2500 китайских иероглифов, на японских пишущих машинках различных систем имеется до 3000 китайских иероглифов, не меньшее число знает также японская наборная машина.
Обыкновенные справочные словари содержат от 8 до 25 тысяч иероглифов, более полные же до пятидесяти тысяч. Однако, отнюдь не будет преувеличением сказать, что по крайней мере 80-90% этих знаков представляют собою своего рода лексиконное достояние, переходящее из словаря в словарь. Во всяком случае максимальное количество употребительных иероглифов можно определить в 5000, с некоторым же риском уклонения от действительности и истины в 6000. Весь курс иероглифики по всей системе японского образования навряд ли превышает 4200, что же касается официального запаса иероглифов, положенного японским министерством просвещения для японской начальной школы, рассчитанной на создание основного кадра грамотных людей, то он составляет 1962 знака, что вместе с полуторастами сокращенных и во всяком случае дублетных начертаний, всего дает 2115 знаков.
Катакана имеет 48 основных букв, что вместе с производными и дублетными даёт не меньше 75 букв, вместе же с вспомогательными начертаниями до 90 букв. Само собою понятно, что научиться правильно и осмысленно писать такое количество знаков представляется возможным только при наличии известных правил и определённых приёмов, дающих занимающемуся возможность самостоятельного подхода к новым знакам кроме непосредственно изученных. В противном случае приходилось бы заучивать каждое из употребительных начертаний, а таковых насчитывается, как видно, несколько тысяч, в отдельности, или вообще отказаться от писания.
2-я черта - горизонтальная,
3-я - перпендикулярная,
4-я - как будто тоже перпендикулярная, но она в конечной своей части делает поворот влево в направлении снизу вверх.
5-я черта идет снизу вверх направо.
6-я и 7-я черты по существу ничем не разнятся одна от другой, только 7-я короче. Обе они имеют направление сверху вниз, налево.
8-я черта имеет направление сверху вниз, направо.
№ Основных черт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Направление написания | |||||||||
Основные черты |
каждая черта обладает свойственным ей направлением и может и должна писаться только в этом направлении;