Смекни!
smekni.com

Культ мертвых и миф об Осирисе (стр. 10 из 10)

В храмовом ритуале, принявшем единую форму в эпоху Нового Царства, регулярно упоминается легенда об Осири­се, и мы могли бы увеличить число примеров. Однако чаще всего эта легенда инсценируется в погребальном ритуале. Причина проста: кто иной как не Осирис был первым чело­веком, обретшим, благодаря мудрой заботе своей сестры Исиды и ее помощников, своего рода жизнь после смерти? Это была не та жизнь, о которой он знал на земле, но тем не менее она могла по праву называться жизнью в том царстве, первым царем которого он был. В это царство он принимал любого, над кем совершались ритуалы, продемонстрировав­шие такую эффективность в его случае, т.е. того, чьи трупы ритуально бальзамировались согласно магическим форму­лам, превращавшим усопшего в нового Осириса. Отныне он был не Аменхотепом или Пашедом, а Осирисом Аменхотепом или Осирисом Пашедом. Естественно, в роли совершав­ших богослужение выступали отнюдь не Исида, Гор, Тот или Анубис, не они совершали и вышеописанные ритуалы; на месте богов были жрецы, порой одевавшие опознаватель­ные маски. Например, мы часто видим в гробницах изобра­жения лежащей на смертном одре мумии усопшего, покры­той облачениями, сходными с теми, которые были найдены в гробнице Тутанхамона. Под таким же покровом бог Анубис или же жрец, исполняющий его роль, склоняется над муми­ей и совершает последние ритуалы, необходимые для обеспечения совершенного воскрешения.

Формулы, идентифицирующие усопших с Осирисом, произ­носились не только во время бальзамирования, но и при погре­бении, когда для того, чтобы полностью превратить покойников в Осириса сходные ритуалы совершались над их мумиями (часто в самом гробу), а также над статуями. Делалось это для того, что­бы вернуть их членам и способностям полноценную функцио­нальность, дав им таким образом возможность сполна насла­диться своей осирисовской жизнью в ином мире. Эти церемо­нии назывались "раскрытием уст" - по названию наиболее ха­рактерного ритуала. И в царских и в прочих гробницах мы нахо­дим множество более или менее детализированных изображе­ний ритуалов, которые совершались в данном случае. Главный жрец уподоблялся Гору, сыну Осириса, совершающему свои наи­более священные обязанности по отношению к своему отцу. Я не буду детально обсуждать эти ритуалы, а просто процитирую одну из сцен с тем, чтобы составить представление о данного ро­да тексте. Это "раскрытие уст" в прямом смысле слова.

"Служитель" (один из погребальных жрецов) подводит "сы­на" к статуе усопшего и говорит: "О статуя Осириса N., я при­шел, я привел твоего сына, который любит тебя, для того, что­бы он мог разомкнуть твои уста и раскрыть твои глаза". "Со­вершающий богослужение ёжрец" говорит: "Сын, которого он любит, раскрывает уста и глаза усопшего, сначала железным резцом, а затем - алым пальцем". Сын берет резец, поднимает его двумя руками и почтительно касается острием рта и глаз. В это время жрец, который совершает богослужение, повторяет формулу: "О статуя Осириса N., я сжал твои уста, я сдавил твои уста, о статуя Осириса N., во имя тебя, Сокар; о статуя Осириса N., Гор сдавил твои уста, он открыл твои глаза и впредь они будут целыми. О статуя Осириса N., твои уста были зажаты, я восстановил их равно как и зубы, я раскрыл твои ус­та. Гор раскрыл твои уста, о статуя Осириса N., Гор раскрыл твои уста и твои глаза".

Заключение

Из легенды видно, сколь человечна эта легенда сколь она близка к делам людским, судьбе каждого человека. Она не просто излагает приключения древнего царя; это история об обычном человеке, которому суждено умереть и который раз уж он не может продолжить свою жизнь здесь, на земле надеется, по крайней мере, познать радости жизни в загробном мире. Другими словами, это легенда, которая не может ограни­чиваться теоретическим рассмотрением, это не просто ласкаю­щая слух прекрасная сказка. Это легенда, которая станет ча­стью жизни людей, источником надежды и веры. И более того различные эпизоды этой легенды, столь полные жизни, замеча­тельно подходят для драматизации. Почти естественным выгля­дит то, что в культе этого бога различные сцены из его жизни разыгрывались жрецами, представляющими богов осирисовского цикла. Эти драматизации в более простой форме по всей видимости были регулярны для храмовых ритуалов, и, хотя они и не характерны для культа Осириса, его легенда дает больший простор для драматизации, нежели культы остальных богов.