Из Палестинского города Кесария происходит «отец церковной истории» Евсевий, живший во второй половине III – первой половине IV века и известный также как главный авторитет по Константину Великому. Ему принадлежат такие сочинения, как Preparatioevangelica, в котором Евсевий защищал христианство от нападок язычества, Demonstratioevangelicа, в котором автор обсуждает только временное значение законов Моисея, использование ветхозаветных пророчеств Иисусом Христом и пр. Важны и исторические сочинения Евсевия, содержащие хроники событий и краткие обзоры истории различных народов Византии. Общепризнанным, как самое выдающееся сочинение Евсевия является «Церковная история», описывающая события от Рождества Христова и до победы Константина под Лицинием. Позже этот труд был продолжен такими византийскими историками, как Сократ, Созамен, Феодорит, бывший также епископом Киррским, и Фолосторгий.
Необычной фигурой литературной жизни периода был Синезий из Кирены, бывший епископом Птолимеады. Его перу принадлежит очень важная историческая информация, составляющая 156 писем, определяющая стиль для Средних веков Византии.
Среди писателей выделившихся на поприще религиозной борьбы также можно вспомнить епископа Александрийского Афанасия, бывшего поборником христианских взглядов в борьбе с арианством. Его перу принадлежит Житие св. Антония - одного из основателей восточного монашества.
К числу историков монашества можно отнести и Палладия из Елекополя, занимавшегося изучением египетского монашества.
На философском поприще удалось выделиться женщине – философу Ипатии, завоевавшей широкую известность благодаря талантам преподавателя.
Греческая литература до 451 года процветала и в Египте, когда Халкидоиский собор осудил монофизитское учение – официальную религию Египта, что привело к отказу от греческого языка в этом регионе с заменой его коптским. После этого египетская литература перестала иметь имперский характер, что сказалось и на качестве самой литературы.
В первый период развития Византии авторы постепенно отходят от исходного вида имитации классической поэзии и развивают свои собственные формы, иногда рассматриваемые как прозаические, хотя это не верно, так как они характеризуются разными типами акростихов и рифмы. Наиболее известными авторами этого жанра были Григорий Богослов, следовавший античной методике, и Роман Сладкопевец, творивший в эпоху Анастасия I и использовавший иные формы для своих произведений. Современные исследователи называют его «величайшим поэтом Византийской Империи».
Из авторов, писавших по-латински известен Лактанций, живший в Северной Африке. С исторической точки зрения особенно он важен как автор сочинения «О смерти преследователя» (Demortibuspersecutorum), дающего литературную информацию от времени Диоклетиана и Константина до Миланского эдикта.
Этот период развития Византии характеризуется также бурным развитием христианской и языческой литературы, шедших примерно одинаковыми темпами. Среди ее представителей было не мало таких талантливых авторов, как Фемистий из Пафлагонии, живший во второй половине IV века. Он был руководителем Константинопольского университета и пользовался большим уважением как в среде язычников, так и христиан. Фемистию принадлежит большое сочинение «Парафразы Аристотеля», в котором он попытался сделать сложные для восприятия идеи греческого философа более ясными.
Крупнейшим языческим ритором IV века считается Либаний из Антиохии, оказавший большое влияние на своих современников. Его труды имеют также огромное историческое значение.
К талантливым писателям этого периода развития Византийской Империи можно отнести и императора Юлиана. Его авторству принадлежит речь– обращение к «Царю Солнцу», сочинения «Против Христианства», сатирический мисопогон («ненавистник бороды»), написанный против антиохийцев.
Выдающимся произведение языческой литературы IV века был сборник биографий римских императоров, написанный на латыни, «Писатели истории августов» (ScriptoresHistoriaAugustea). Автор этого великого произведения и время эго создания доподлинно не известно.
Известным историком V века является Приск Фракийский, принимавший участие в посольстве к гуннам и внесший весомый вклад в описание событий эпохи. Основным и наиболее ценным трудом этого автора является «Византийская история».
На протяжении периода IV – VI веков в Византии преобладала Сирийская архитектура. Образцами ее являются блистательные церкви Иерусалима и Вифлиема, а также некоторые церкви Назарета. К концу Vвека относится и красивая базилика в Египте, возведенная императором Аркадием над могилой Мины.
Отдельного упоминания требуют и Золотые Ворота (PortaAurea), через которые император официально въезжал в Константинополь. Они были построены в конце IV или начале V веков. Благодаря совершенным инженерным решениям и во многом – своему великолепию, они существуют и до сих пор.
С именем императора Константина связано возведение церкви св. Ирины и Церкви Апостолов в Константинополе, было начато строительство Св. Софии, законченное при сыне Константина – Констанции. В VI веке эти церкви были перестроены Юстинианом, а до того, в V веке была построена базилика Иоанна Студита, ныне мечеть Мир-Ачар джами (Mir-Achordjami).
Некоторые памятники ранневизантийского искусства сохранились и в западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике, дворец Диоклетиана в Салонах в Даймации, построенный в начале IV века, несколько живописных изображений в церкви S. MariaAntiqua в Риме, относящихся к концу V века, мавзолей Галлы Плацидии и православный баптистерий в Равенне (V век), а также некоторые памятники в Северной Африке.
В истории искусства период IV – V веков можно рассматривать как подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохи, получившей название «Первого золотого века Византийской Империи».
Юстиниан Великий и Его Ближайшие Приемники (518 – 610 годы)
Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять интеллектуальную и артистическую жизнь Византийской империи.
Если бросить общий взгляд на правление Юстиниана, то придется придти к заключению, что в большей части своих начинаний он не достиг желаемых результатов. Внешне блестящие военные предприятия на Западе, предпринятые для возврата отнятых земель, оказались в конце концов неудачными. Не соответствующие насущным интересам империи, войны Юстиниана разорили страну. Церковная политика, руководимая императором, также не дала религиозного единства и внесла лишнюю смуту в Восточные провинции. Полной неудачей окончилась его административная реформа, приведшая из-за неправильной налоговой политики к обнищанию и обезлюживанию деревни.
Однако два творения Юстиниана оставили глубокий след в истории человеческой цивилизации: это – Свод гражданских прав и Св. София.
Эпоха 518 – 610 годов оставила обильное наследие в различных областях образования и литературы. Император Юстиниан даже имел специального историка своего времени Прокопия Кесарийского, отобразившего в своих сочинениях весьма полную картину его правления. В композиции и стиле Прокопий часто следовал античным историкам, таким как Геродот, Фукидиду. Ему принадлежит три крупных исторических сочинения. Крупнейшее – «История в 8 книгах», где описываются войны Юстиниана с персами, вандалами и готами. Другое сочинение Прокопия – «О постройках», главной темой которого является хвалебное перечисление и описание многочисленных и многообразных сооружений, возведенных Юстинианом. Это сочинение содержит богатый географический, топографический и финансовый материал и вполне может служить важным источником по истории государства.
Третье сочинение Прокопия – «Тайная история» («Anecdota» или «Historiaarcane») резко отличается от двух предыдущих тем, что содержит много критического материала о деспотичном правлении Юстиниана и его супруги Феодоры. Это сочинение также является очень важным источником по внутренней политике в Византии в VI веке. В сочинениях Прокопия также нашли свое отражение и описание истории славянской древности, сведения о верованиях славян и прочее.
Современником Прокопия был автор «Истории Римской Империи» Петр Патрикий, рассказывающий в своем труде о событиях второго триумвирата (от Августа) до времени Юстиниана Отступника. Этому автору также принадлежит трактат «О государственном устройстве», признанный как надежный источник еще историками Средних Веков.
Среди поэтов-сатириков можно выделить Агафия из Малой Азии, перу которого принадлежит книга «О царствии Юстиниана», охватившая период с 552 по 558 годы. Позже это сочинение было продолжено историком Мекандром Протектором под общим названием «История», охватившая период до 582 года – года восшествия на престол Маврикия. Сочинения же Мекандра было в свою очередь продолжено египтянином Феофилактом Симокаттой, охватившим период с 582 по 602 годы. Эта часть сочинения дает весьма ценную информацию о времени Маврикия, о Персии и славянах на Балканском полуострове в конце VI века.
Одним из важнейших источников по истории периода является сочинение старца Евагрия «Церковная история» в шести книгах, являющиеся продолжением историй, написанных Сократом, Созоменом и Феодоритом. Кроме информации о церковной жизни, в частности о событиях от Эфесского собора 431 – 593 годов, сочинение Евагрия содержит интересную информацию об истории всего периода.
Ценным дополнением к «Тайной истории» Прокопия может послужить труд Иоанна Лиднеца «Об управлении римского государства». Он содержит многочисленные факты о внутреннем устройстве империи.