Смекни!
smekni.com

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) (стр. 4 из 7)

Литература

Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность. Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью уничтожена триумфаторами – иконопочитателями. Она известна в наши дни только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого периода представляют только одну точку зрения.

Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения, весьма ценные для изучения периода.

Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего конфликта.

По настоянию Георгия Синкелла его Хроника в IX веке была продолжена Феофаном Исповедником. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был сослан на один из островов Эгейского моря, где умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал свое изложение событий, до падения императора Михаила I Рангаве в 813 году. Сочинение Феофана весьма ценно благодаря использованию при его создании ранних источников, некоторые из которых не сохранились, и источников, современных событиям иконоборческого движения.

Другим значительным писателем этого времени был патриарх Константинопольский Никифор. В своих теологических сочинениях он защищает истинность взглядов иконопочитателей. Он опровергает аргументы иконоборцев главным образом в своих трех «Опровержениях невежества и безбожной бессмыслицы нечестивой Маммоны [Константина V] против спасительного воплощения Слова Господа». С исторической точки зрения значительную ценность имеет и его «Краткая история», охватывающая события от смерти Маврикия в 602 году до 769 года. Это произведение содержит много интересных фактов по политической и церковной истории этого периода.

Убежденным противником иконоборчества был и Георгий Монах Амартол, составивший всемирную хронику от Адама до смерти императора Феофила в 842 году, то есть до окончательной победы иконопочитания. Хроника Амартола оказала огромное влияние и на начальные шаги развития славянских литератур, особенно русской. Начало русских летописей тесно связано с сочинением Амартола.

Иконоборческая же литература была почти полностью уничтожена победителями иконопочитателями, однако часть актов иконоборческого собора 754 года сохранились в актах VII Вселенского собора.

К наиболее активным деятелям иконоборчества можно отнести императора Константина V, фрагменты работ которого сохранились в трех «Опровержениях» патриарха Никифора. Некоторое количество других иконоборческих поэм сохранились в сочинениях Феодора Студита.

Огромное количество литературного материала, посвященного защите иконопочитания, оставил Иоанн Дамаскин, уроженцем Сирии, которая тогда была под арабской властью. Его основным сочинением был «Источник Знания», третья часть которого – «Точное изложение православной веры» - является попыткой систематического изложения основных положений христианской веры и догматики. В области иконопочитания можно выделить три трактата Иоанна Дамаскина «против тех, кто недооценивает святых икон». Известен Иоанн Дамаскин и своими церковными гимнами. Этому автору также принадлежит роман «Варлаам и Иосаф», который пользовался огромной популярностью на всех языках в течение средних веков. В основу этого произведения положена известная легенда о Будде.

Второй период иконоборчества отмечен активной деятельностью иконопочитателя Феодора Студита, аббата монастыря в Константинополе. Его догматические и полемические сочинения ставили целью разработать фундаментальное положение об иконах и иконопочитании. Наиболее популярными оказались его проповеди, образовавшие Малый и Большой Катехизис. Этому автору также принадлежит некоторое количество эпиграмм, акростихов и гимнов.

Этот период был отмечен творческой деятельностью такой интересной фигуры, как Касия – единственной талантливой поэтессы византийского времени. Ее сохранившиеся поэмы и эпиграммы отличаются оригинальностью мысли и живостью стиля.

Преследования иконопочитателей, прославленные в последствии победившей стороной, дало богатый материал для многочисленных житий святых и обеспечило расцвет блистательного периода византийской агиографии.

Просвещение

Во время Аморийской династии периода был достигнут известный прогресс в области высшего образования Византии и известные продвижения в разных областях знаний. При Михаиле III Кесарем Вардой была организована высшая школа в Константинополе, расположенная во дворце. Там обучали семи основным искусствам по системе, созданной еще во времена язычества. Программа делилась на две части – тривиум (trivium), включавшую в себя грамматику, риторику и диалектику, и квадривиум (quadrivium), включавшую в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школе изучали также философию и древних классических писателей. Образование было бесплатным. Профессоров университета хорошо оплачивала государственная казна. Одним из них был знаменитый ученый того времени Фотий, имевший разностороннее образование и обширные знания не только в области теологии, но и в грамматике, философии, естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу людей, которые хотели обогатить свои знания.

Фотий, как самый ученый человек своего времени, не ограничивался только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени литературной деятельности. Среди его сочинений можно выделить «Библиотеку, или как ее часто называют (Мириобиблион)» («тысяча книг»). Этот труд представляет из себя обзор книг, прочитанных автором. В «Библиотеке» Фотий приводил отрывки из множества книг, а также свои выводы и критические замечания. Это произведение служит великолепным источником о грамматиках, ораторах, историках, специалистах в естественных науках, врачах, соборах, житиях святых и т.д. Очень большое значение «Библиотеки» Фотия в том, что здесь можно найти фрагменты несохранившихся сочинений. Он оставил также много проповедей и писем. В двух своих проповедях он упоминает о первом русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем которого он был.

Другим значительным ученым-математиком этого времени был Лев, служивший государственным преподавателем в одной из константинопольских церквей. В последующие годы он был избран епископом Фессалоники, но вскоре низложен за иконоборческие взгляды. После этого Лев продолжил преподавать в Константинополе и стал главой высшей школы Варды.

Из числа известных учеников константинопольской высшей школы можно вспомнить апостола славян Константина (Кирилла), учившегося под руководством Фотия и Льва и до своей миссии к хазарам возглавлявшего кафедру философии.

Эпоха Македонской Династии

(867 – 1081 годы)

Время Македонской династии было отмечено интенсивным развитием в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда проявились самым четким образом основные черты византийской учености, что выразилось в развитии более тесных связей между светским и теологическим элементом, примирении античной языческой мудрости с новыми идеями христианства. Центром научных и литературных исследований во время всего этого периода была высшая школа в Константинополе, вокруг которой группировались лучшие интеллектуальные силы империи.

Время Македонской династии имеет большое значение для истории византийского искусства. Иконоборческий кризис освободил византийское искусство от церковного и монашеского влияния, указав новые пути вне религиозных сюжетов. Эти пути вели к возврату к традициям ранних александрийских образцов, к развитию заимствованных от арабов украшений, связанных с исламской традицией. Смесь этих двух традиций, а также накопившийся за века опыт изобразительного искусство породили совершенно новый стиль, соединивший гармонию с религиозным чувством, обладавший серьезностью, отсутствовавшей у произведений эллинистического времени.

В этот период впервые появились имперские школы живописцев икон, где также занимались иллюстрацией рукописей. При Василии II появился знаменитый Ватиканский Менологий с прекрасными миниатюрами.

Влияние византийского искусства македонского времени распространилось и заграницы империи. Последнее живописное изображение знаменитой римской церкви CantaMariaAntica, относящейся к IX – Х веку, могут быть отнесены к лучшим произведениям македонского возрождения. Святая София в Киеве (1037 год), как и многие другие русские церкви, также относится к «византийской» традиции периода.

Литература

Император Лев VI, ученик Фотия, написал много проповедей, церковных гимнов и других сочинений. Лев защищал и поддерживал всех ученых и литераторов. Его основная заслуга заключается в поддержании интеллектуальной атмосферы, созданной Фотием. Таким образом император обеспечил себе место в истории образования. Лев защищал и поддерживал всех ученых и литераторов.

Много сделал для интеллектуального развития Византии и император Константин VII Багрянородный, отметивший себя и на литературном поприще Х века. Императору удалось создать в обществе плодотворные научные и литературные движения, в котором он сам принимал личное активное участие. Константин также страстно интересовался искусством и музыкой, тратил большие суммы денег на составление антологий из древних авторов.