Государственный Комитет Российской Федерации
по Высшему Образованию
Российский Государственный
Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Кафедра Истории Культуры
Студент: Чапчаев В.В.
Факультет: социальных наук
Курс: первый
Учебная группа: № 3
Преподаватель: Плоткин К.М.
Санкт – Петербург
2 0 0 4
Оглавление
Введение ………………………………………………………... 3
Образование Византийской Империи ………………………... 4
Образование Городов …………………………………………...4
Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого (IV – VI века) …………………………………….………... 5
Литература …………………………………………………………. 5
Архитектура ……………………………………………………….. 7
Юстиниан Великий и его ближайшие приемники (518 – 610 годы) ……………………………………………………… 9
Литература ………………………………………………………… 9
Архитектура ……………………………………………………… 11
Эпоха династий Ираклия (610 – 717 годы)………….. 12
Литература ……………………………………………………….. 12
Эпоха иконоборчества (717 – 867 годы) ………. …… 14
Литература ………………………………………………………... 14
Просвещение ……………………………………………………... 15
Эпоха Македонской династии (867 – 1081 годы) …... 17
Литература ………………………………………………………... 17
Просвещение ……………………………………………………... 20
Архитектура ………………………………………………………. 20
Изобразительное Искусство и Иконопись ………………….. 24
Заключение ……………………………………………………. 28
Иллюстрации ………………………………………………….. 29
Список Источников …………………………………………... 32
Введение
В истории мировой культуры Византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, отличающиеся глубокой философско-религиозной мыслью, утонченностью эстетического мышления. Многие века в области культуры Византия опережала страны средневековой Европы. И, несмотря на то, что с момента исчезновения Византийской Империи прошло более 500 лет, интерес ученых к ней не ослабевает.
Вообще, существует несколько концепций толкования понятия «культура»:
1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Слабость этого понятия в том, что оно исключает деятельностное начало. В фокусе находится результат деятельности, а не она сама.
2. Процесс творческой деятельности человека. В центре внимания находится роль творческой личности, которая сама изменяется по мере накопления творческого опыта. Такое определение соединяет два начала: творческое и личностное.
3. Специальный способ человеческой деятельности, как универсальное свойство общественной жизни людей, совокупности материальных ценностей, сделанных человеком, надбиологических средств и механизмов адаптации человека к окружающей среде.
Для выявления специфики Византийской культуры по сравнению со странами Запада и Востока большую роль играет освещение традиций в культурной жизни общества. Византии был присущ способ регуляции социальных и культурных процессов через постепенное накопление и передачу по традиции из поколения в поколение определенного социального и культурного опыта.
Для Византийской культуры первостепенную роль играет наследие античности. Сила традиций, стереотипов и канонов в Византии была очень велика, важную роль играет и влияние со стороны Запада и Востока, происходит синтез их культур на византийской почве.
Вообще, относительно развитости Византийской культуры по сравнению с культурами других цивилизаций существует два противоречивых мнения:
1) Византийская культура была прогрессивной в сравнении с культурой позднего античного времени.
2) Византийская культура – шаг назад в сравнении с античной культурой, так как в ней отсутствовал ряд достижений и ценностей культуры античной.
Образование Византийской Империи
Византийская цивилизация возникла на рубеже двух эпох: крушения поздней античности и зарождения средневекового общества. Это было связано с разделением в IV веке Римской Империи на Западную и Восточную. В связи с нестабильной ситуацией на Западе император Константин I (324 – 327) был вынужден перенести политический центр в Восточную часть империи. В 324 – 330 годах была основана новая столица – Константинополь, расположенная на европейском побережье Босфора. Благодаря своему географическому положению город смог контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, торговые и военно-стратегические пути из Европы в Азию, из Эгейского моря в Черное.
Название Византии было дано от древнего города Византий, однако сами византийцы называли себя римлянами. Столица же империи долгое время именовалась Новым Римом.
Официальное разделение Римской Империи произошло в 395 году после смерти последнего императора Римской Империи Феодосия I. Императором Византии стал Аркадий (395 – 408).
Благодаря географическому положению уделом византийской культуры стало чередование преобладания в ней то восточных, то западных черт. Сплетение греко-римских и восточных традиций наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство.
Образование Городов
Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии, ее территория в это время превышала 750 000 км2. Судьба же византийских городов этого периода складывалась по-особому: своего наивысшего расцвета города достигли не в конце, а в начале истории Византии. Для раннего периода характерно изобилии крупных городских центров. Отдельно можно выделить Александрию, Антиохию, Эдессу, Тир, Берит, Эфес, Никею, Нокомидию, Фессалоник, Филитополь и Коринф.
Крупные городские центры этого периода еще сохранили черты античного города. Их отличала четкая планировка прямых улиц с портиками и площадями, украшенными античными статуями. Центром городской жизни оставалась агора – площадь, окруженная красивыми общественными зданиями, богато отделанными театрами и цирками.
Дворцы знати отличались наличием мраморных полов, красочными мозаиками и изобилием зелени. Водоснабжение обеспечивалось акведуками и цистернами, строились термы и фонтаны. Выделялись своим соседством языческие и христианские храмы. Развитие же столицы – Константинополя достигло своего эпогея в VI веке в правление императора Юстиниана. Столица совмещала в себе функции центра светской культуры и новые религиозные функции, став резиденцией Православной патриархии.
Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого (IV – VI века)
Период IV – VI веков характеризуется смешением разных элементов культуры в новое искусство, получившее название византийского или восточно-христианского. Сейчас считается точно установленным, что основная роль в его развитии принадлежит Востоку, однако, какой именно из его цивилизаций – неизвестно.
VI век был очень важен в истории византийского искусства. Новый статус Христианской веры, как государственной религии, ускорил развитие Христианства, которое стало одной из трех составляющих самобытного византийского искусства наравне с Эллинизмом и Востоком.
Сирия, Антиохия, Египет, являвшиеся культурными наследниками более древних цивилизаций, оказали весьма сильное и благотворное влияние на развитие Визинтийской Империи.
Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода IV – VI веков тесно связано с взаимоотношениями, установившимся между христианством и старинным языческим миром. Споры, в основном, велись вокруг того, можно ли христианину использовать языческое наследие. Тогда, когда везде, где велся этот спор, а это почти вся территория Византии, к единому мнению придти не удавалось. Однако, в Александрии эти два несовместимых религиозных элемента пытались увязать вместе, но и это не привело к какому-либо компромиссу. Естественно, что со своим распространением Христианство поглощало многие элементы языческой культуры, но это не мешало представителям последней продолжать развивать свои традиции.
Христианская литература IV – V веков обогатилась сочинениями значительных писателей как в области прозы так и поэзии. Среди литературных центров можно выделить Антиохию, Берит (Бейрут), известный юридическими изысканиями, город Газа, с его школой риториков и поэтов, Александрию, Фессалонику и Афины, известных своей Языческой Академией, долгое время конкурировавшей с Константинопольским университетом.
Среди христианских писателей отдельно выделялись писатели христианского Востока, на территории которого существовало множество литературных центров. Они также оказали значительное влияние на окружающую действительность. Среди этих писателей можно назвать Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Первыми двумя из них было получено прекрасное образование в риторических школах Афин и Александрии. Все трое представляли «александрийское» течение, которое, хотя и использовало достижения философской мысли, настаивая на определенном привлечении разума в изучении религиозной догмы и отказываясь от крайностей существовавшего мистико-аллегорического течения, все же не отказывалась от религиозной традиции. Вообще сферой исканий этих авторов были теологические сюжеты, в которых они защищали православие в его борьбе с арианством, но, несмотря на это, их авторству принадлежит и большое количество источников и по культурной жизни периода.
В противовес Александрийской Антиохская школа создала свое собственное направление, которое защищало буквальное понимание Священного Писания без аллегорических интерпретаций. Это движение возглавлял Иоанн Златоуст. Он сочетал классическое образование с необычной стилистикой и ораторским искусством, так что и его сочинения являются весьма ценным примером литературы периода, содержащим сведения о внутренней жизни империи.