Ацтеки были превосходными инженерами и ремесленниками. Сделав насыпи на дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб, соединяли остров с берегом. Была построена сеть каналов.
Однако в то время строители в общем-то не были известны как ацтеки. По легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им новое название — мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их обитателями.
Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки.Им,окруженным врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога солнца множество других богов и богинь требовали регулярных приношений кровоточащих сердец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили главным образом пленники. Зная о том, как поступают ацтеки с военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.
Так империя ацтеков начала распространяйся из Тенотчитлана, вскоре достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши — данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка, литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему поразительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков переживала расцвет.
Главный храм Теночтитлана (реконструкция).
Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.
В ноябре 1519 года мексиканский император Монтесума II мирно встретил испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога Кецалькоатля, явившегося во плоти. Испанцы воспользовались гостеприимством суеверного народа. А простодушные ацтеки дали им увидеть золотые сокровищницы Теночтитлана. Кортес начал лихорадочно соображать, как бы ими завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во всяком случае столицу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого выстрела.
Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу неожиданно пришлось отправиться на побережье по неотложному делу, и он назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в отсутствие Кортеса жители Теночтитлана не сегодня завтра взбунтуются, Альварадо решил их опередить. Во время праздника он зверски убил немало ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнениями. В разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством вместе с несколькими ранеными солдатами.
Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К испанцам примкнули соседние племена, которые ненавидели ацтеков и горели желанием сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во время последовавшей кровопролитной осады ацтеки, как сообщается, приносили в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кортеса это привело в ярость, и их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».
13 августа 1521 года Великий Теночтитлан пал. Испанцы вместе со своими союзниками теперь безраздельно властвовали над мексиканцами. В «Нэшнл джиогрэфик» отмечается: «За едва заметный промежуток истории испанцы, вывозившие из страны золото, превратили в руины великие города и культовые центры Месоамерики. Коренные народы были порабощены и обращены в христианство, и империя ацтеков — последняя великая туземная цивилизация — распалась».
Но покорение принесло с собой не только политические перемены. Испанцы привезли ацтекам новую религию — католицизм,— и зачастую мечом насаждали ее среди мексиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества, католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин, богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской, причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тонацин. (Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во время священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по кругу, танцуя языческие танцы своих предков.
ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ
Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»). Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!
В XIV — XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть могущественной «золотой империи». Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 километров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.
Кто же такие инки? Каково их происхождение?
Предшественники инков
Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.
Эти древние народы поклонялись различным животным — ягуару, пуме и рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии), были найдены фаллоидные предметы — им поклонялись во время ритуалов плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший урожай.
Миф и реальность
Как народ инки сформировались примерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора-землевладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой) к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказывают детям в школе.
Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.