Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
Скульптура.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения кото - рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем рассматривать весьма ограни -
ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева ,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона , незаконченная.Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Рельефы и росписи.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-
ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-
ризонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-
скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -
ной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их
вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -
ется на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических надписей.
Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-
ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из
гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция
использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-
меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -
ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-
метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные
через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-
иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-
новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-
годаря композиционному решению , приобретали характер священно-
действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.
Древнеегипетская музыка.
Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо
именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .
К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на