Культура Древнего Египта.
План.
1. Общая характеристика.
2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.
4. Изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
5. Древнеегипетская музыка.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Общая характеристика.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян , были недостоверны.
Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в 1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она , удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи , поучения , сказки и повести.
Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных вод.
Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей , на которых располагались
города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.
Вслед за временем наводнения начинается второй четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва ( март -июль ).
История Древнего Египта.
Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-
лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :
Додинастический период.
Раннее царство : 1 и 2-я династии.
Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет- ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и верховной жречес -
кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.
23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.
Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I , Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.
18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и Палести -
ны).Победа над ними открывает период
Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I , дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из - за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес II , прославившийся сражением с хеттами.
Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк верховному жрецу Амона Херихору.
332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в 30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.
Египетская религия.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона и заупокойный культ.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества ,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола,кош-
ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество,
которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра , Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из его слез , отцом богов , отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -
ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон возглавляет фиванскую триаду :
Амон
Мут Хонсу
богиня неба,жена бог луны,сын
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Мифы о солнечных богах.
Отражали две группы представлений - о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось , что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей.На них напустили другую люби -
мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.
Другие боги.
Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.