"По этому уставу все городское население делилось на три группы:
"регулярные" (имущие) люди "первой гильдии, или первостатейные" (знатные купцы, мастера по золоту, серебряники, иконники, аптекари, живописцы и др.); "регулярные" люди "второй гильдии" (мелкие торговцы, мастера-ремесленники); "прочие же все люди подлые, обретающиеся в наймах и прочих работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются". Эта категория населения была лишена права участия в городском самоуправлении"[1,С.573].
Было создано несколько контор и департаментов. Герольдмейстерская конторазанималась службой дворян и производством их в чины. Преображенский приказ и позже созданная Тайная канцелярияразбирали дела о государственных преступлениях. А также были Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия.
В 1715 г. появилась должность "генерального ревизора, или надзирателя указов" для контроля над государственными учреждениями т. к. фискалы не могли справиться с этой задачей, поскольку были всего лишь регистраторами нарушений. Позже эти функции исполняли обер-секретарь Сената и гвардейские офицеры, дежурившие в Сенате и выполнявшие личные поручения царя. Но этого было недостаточно для действенного контроля, т. к. обер-секретарь подчинялся Сенату, а гвардейские офицеры менялись через месяц и поэтому не могли иметь должного авторитета. Для надлежащего контроля нужно было должностное лицо, наделенное большой властью и независимое от контролируемых учреждений. Поэтому в 1722 г. был образован институт прокуратуры, во главе которого стоял генерал-прокурор Сената, заведовавший канцелярией Сената. А также ему подчинялись и прокуроры центральных учреждений. Сам он был независимым и за свои действия отвечал только перед царем. "Поскольку в его задачу входило не только раскрытие преступления, но и предупреждение его, он имел право принимать участие в обсуждениях любого вопроса, указывать на незаконность того или иного решения, требовать пересмотра дел и при необходимости даже приостанавливать решение Сената"[1,С.575].
Формирование новой армии и флота. В первой четверти 18 в. в России была создана регулярная армия. Она формировалась на основе рекрутской повинности, введенной в 1705г. “Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад.”[4,С.127] Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал “Устав воинский” 1716г. В 1704г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского военного флота. Раньше центрами строительства военных кораблей были Воронеж и Архангельск. Жизнь и деятельность морского флота определял “Морской устав” 1720г.
Табель о рангах. Особое место среди государственных преобразований Петра 1 принадлежит, принятой в 1722г., Табели о рангах. Ее значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения государственного чина, а значит, служила основой любой карьеры. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из “подлого люда”: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином.
Церковная реформа. Петр 1 особенно не жаловал своими симпатиями духовенство. "По царскому указу монастырскую братию посадили на скудный паек, запретили держать в кельях бумагу и чернила и "для пользы вечной" обязали монахов и монахинь заниматься "художествами" - столярным делом, иконописанием, прядением, шитьем, прядением кружев и всем другим, что было "не противно монашеству"[1,С.576]. Реформа не обошла и белого духовенства. Приходские священники пребывали в невежестве и темноте. Царский указ заставил их более ответственно относиться к своим обязанностям. "По этому указу дети попов и дьяконов обязаны были учиться в греческой и латинской школах. Запрещалось занимать "отцовы места" необученным детям духовенства" [1,С.576]. Натянутыми были отношения Петра с патриархом Адрианом, который открыто выступал против бритья бород и других новшеств царя. "В 1700 г. патриарх Адриан умер" [1,С.576]. Приближенные царя посоветовали государю "до времени обождать" с избранием нового пастыря всея Руси. Петр 1, зная об отрицательном отношении большинства духовенства к его реформам, последовал этому совету, посчитав его разумным. "Руководство делами церкви было поручено рязанскому митрополиту Стефану Яворскому - он был объявлен местоблюстителем патриаршего престола" [1,С.577]. "В его лице государь не имел активного сторонника своих преобразований, но в тоже время он не выступал против политики Петра. 25 января 1721 г. был издан царский манифест о создании Духовной коллегии или Синода. Царем назначались двенадцать членов Духовной коллегии из числа архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов. Был составлен Духовный регламент. "Духовный регламент - законодательный акт, определявший функции Синода, обязанности и деятельность его членов по управлению русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к чиновникам других государственных учреждений" [1,С.578]. Теперь церковь полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 1722 г. священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедовавшихся совершить "измену или бунт". В 1922 г. появилась должность обер-прокурора Синода. "Таким образом, церковь лишалась самостоятельной политической роли и превращалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского монархического государства"[1,С.578]. Был усилен контроль над доходами церкви, большую часть из которых правительство забирало на строительство флота и содержание армии и школ. Было запрещено строительство новых монастырей, а в существующих монастырях ограничивалось число монахов. Все это вызывало у представителей духовенства недовольство.
Реформа в области культуры и быта. Церковная схоластическая школа не могла подготовить квалифицированных специалистов, поэтому в первой четверти 18 века стали появляться светские школы. Первая школа (математицких и навигацких наук) открылась в 1701 г., которая послужила основой для Морской академии в Петербурге. Затем появились инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Кое-где были цифирные школы, в которых велось начальное обучение. "Контингент учащихся был довольно значительным для того времени" [1,С.579]. Издавались новые учебники. Например, в 1703 г. был издан учебник "Арифметики, сиречь науки числительной"... Его автором был учитель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). Книга была напечатана вместе с арабскими цифрами вместо употреблявшихся ранее буквенных обозначений чисел" [1,С.579]. А также были изданы "История Славянской греко-латинской московской академии", "Букварь", "Грамматика славянская", славяно-греко-латинский "Лексикон", составителем которых был справщик и директор Московского печатного двора и Синодальной типографии Ф. П. Поликарпов. В 1720 г. Феофаном Прокоповичем была написана работа "Первое обучение отрокам". В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы допускали даже детей податных сословий. Стали появляться духовные семинарии. Цифирные школы были преобразованы в солдатские, в них начали готовить унтер-офицеров из детей рекрутов.
При Петре 1 бурно развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала в основном книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в Москве и Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было издано более 600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг гражданского содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было посвящено военной и военно-морской тематике. Печатались также книги юридического содержания, художественные произведения, словари, календари. Новыми среди печатной продукции были реляции о победных сражениях русских войск, богато иллюстрированные гравюрами русских и иностранных мастеров. Было немало переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому делу, по истории и вопросам права" [1,С.579-580]. Петр 1 указывал, чтобы главной задачей при осуществлении переводов было более понятное изложение переводимого, а не близость перевода к оригиналу. Произошла замена церковнославянского шрифта на новый гражданский шрифт. Это было сделано в первом десятилетии 18 века. Первые книги, напечатанные этим шрифтом, появились в 1708 г. В 1710 г. Петром 1 в него были внесены последние изменения, и новый шрифт утвердился окончательно. "Еще раньше было изменено обозначение чисел - вместо их буквенного начертания стали печатать и писать арабские цифры. Рост книгопечатания способствовал возникновению торговли книгами" [1,С.580]. Значительные библиотеки появились у многих аристократов. В 1714 г. была создана государственная библиотека, которая стала основой библиотеки Академии наук. Регулярно стала выходить русская газета "Ведомости" с 1703 г. В ней публиковалась информация о международной и внутренней жизни того времени, о ходе военных действий.
Наука и техника развивались стремительно. "В стране возникают первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами, впервые находит применение микроскоп. Появляется ряд крупных технических новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько крупных экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый русский музей) и государственная библиотека. В первой четверти 18 века в Петербурге открылась Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось специальное заседание Сената с участием Петра, на котором был рассмотрен проект основания Академии. "Официальное открытие русской Академии наук состоялось после смерти Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и первая конференция академиков. Немалый вклад в развитие русской науки и техники внес сам Петр. Он обладал обширными знаниями в области кораблестроения и в военно-инженерном деле" [1,С.582].