Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 17 из 18)

Наука Нового Времени была вызвана к жизни социальными потребностями поиска естественной гармонии и порядка бытия. Предпосылками ее выступили …. натур. философия (учения Галилея и Коперника) и ремесленная практика. Характер определили тезисы о том, что наука должна приносить практическую пользу и строиться на основании опыта (эксперимента), а не схоластических рассуждений. Временем утверждения рационализма и научной революции стало 17 столетие, названное «Веком Гениев».

Научная революция началась в математике и механике (Лейбниц, Декарт, Ньютон), объединив два вида точного знания: аксиоматич.-дедуктивное и экспериментальное. Исходя из установки, что человек с помощью своего разума может объяснить природу вещей и установить господство над природой философы и естествоиспытатели утвердили первую научную познавательную модель мира – механистическую. Становление науки завершило формирование рационализма как главной доменанты культуры и обеспечило идейную опору технопрактиз. Рационализм был совместим с христианской религией и учение о разумности сотворенного Богом мира. Научные изыскания обретают большую самостоятельность, опираясь на обоснование точных наук. Формально-логич. методы доказат. В 19 веке утв. статистич. познавательная модель мира, связанная с работами Дарвина, Спенсера, Максвелла. Она помогает окончательному утверждению научного мировоззрения в корне отличного от религиозного. В 20 веке как обобщение предыдущих моделей и одновременно их преодоление утверждается системная познавательная модель мира с принципами целе….. и оптимизации. За 3 века наука стала особым социальным институтом и необходимым условием нормального функционирования и развития всей системы общественного производства.

Как главная специализированная форма культуры, ориентированная на познание, наука Нового Времени приобретает статус высшей ценности. В европейском сознании начинает доминировать сц…..изм (абсолютизация …тивной роли науки, как средства изменения мира).

Органической частью культуры во все эпохи выступала техника, обеспечивая взаимодействие между обществом и природой. Вплоть до Нового Времени техника имела инструментальный характер, была связана с использованием ручных орудий, технологический процесс при этом зависел от способности человека к приемственности, от его творчества и новаторства. Появление мануфактур, где разделение труда вело к упразднению отдельных производственных операций создало предпосылки для механизации, создания технических средств, их исполнения. Наука Нового Времени накапливала естественно-научные знания и исходила из принципиальной убежденности, механизируемости производства. Итогом стал промышленный переворот: переход от инструментальной к машинной стадии производства, что и помогло европейскому Западу стать на путь сравнительно быстрого самоподдерживающегося экономического роста. Машинный, затем автоматизированный труд и появление новых информационных систем характеризует этапы истории техники Нового Времени. Промышленный переворот, повлекший социальные преобразования выразился в резком усилении влияния техники на формы поведения, образ жизни и мысли человека. В технике стали видеть средство решения общественных проблем. На смену искусству обучения и воспитания пришла техника формиров. мировоззрения. Природе ста… механическим объедин. полезных вещей и свойств. а человек начинает восприниматься как совокупность знаний, усилий, навыков. Принципиально новой социокульт. ситуацией выступает технократизм – власть технических специалистов, инженерной и научной интеллигенции, основанная на вере в высшую миссию установления техно-совершенного бытия, внедрение научных достижений в жизнь общества, создание технотронного рая.

2. Сегодня во многом взгляд на историю мировой культуры опосредован системой Западных ценностей. Европейская культура возникает и развивается на основе Западной модели мира, где центральным событием является человек, как свободное, творящее существо с принципиально неограниченными возможностями освоения мира. В Новом Времени такая модель реализуется в характере буржуазной культуры через светскость и просвещенность, рациональность и практицизм, активность и предприимчивость, индивидуализм, либерализм и демократия. Этим хар- м исторически предшествовали: античные образы и идеи, определенные христианством моральные качества, воспитанные дисциплинарной властью католической церкви, ценностные ориентации средневекового бюргерства. Окончательное формирование системы культурных ценностей Нового Времени происходило в эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения. Ренессанс нацеливает на поиск человеческой индивидуальности. В ходе Реформации вырабатывается протестантская этика, ставшая духовно-нравственной основой Нового Времени. Освещая успех в мирских делах, протестантизм стимулирует активность буржуазного предпринимательства и рыночные отношения. Решающий вклад произвело Просвещение – широкое, антифеодальное движение 17-19 веков, охватившее практически все Европейские страны. Термин впервые употребили Гердер и Вальтер, а его характеристику предложил Кант, считая просвещение выражением родовой сущности человека. Он понимал просвещение как необходимую историческую эпоху широкого использования человеком своего разума для социального прогресса.

Культура 20-го столетия.

1. Процесс формирования глобальной культуры. Проблемы модернизации и вестернизации.

2. Феномен массовой культуры и ее социальные основы.

3. Авангард и постмодернизм как культурная стратегия 20 века.

1. 20 век в мировой культуре стал временем грандиозных преобразований всех сфер человеческой жизнедеятельности. Время величайших социальных потрясений, страшных мировых войн, … научно-технического прогресса. Открытие ядерной энергии, возникновение космонавтики, изобретение телевидения, создание компьютера, бытовой техники, развитие транспорта определили облик цивилизации 20 века. Информационные и коммуникационные технологии радикально изменили принципы регуляции общества, функционирования политической сферы, его жизнедеятельность.

Именно в 20 веке окончательно сменился образ жизни широчайших слоев населения. Возникла новая информационная культура, обеспечившая интенсивную глобальную взаимосвязь, когда культурные идеи, образы, достижения в течение короткого времени транслируются и усваиваются по всему цивилизационному пространству. Воз… мировая цивилизация сопровождается становлением единой общечеловеческой культуры. Эти процессы переплетаются с мощной тенденцией к сохранению своей иде…чностью, культуры, что безусловно способствует взаимодействию и взаимообогащению культур. Специфику и противоречивость процесса становления глобальной культуры определило стремление запада к политическому, экономическому, идеологическому доминированию. Подобные притязания появились в процессе модернизации и вестернизации. Модернизация как движение доиндустриальных и традиционных обществ к культурным системам характерны для развитых стран рыночной экономики стала базироваться на идее вестерн. При этом универсальность и, безусловно, высший статус Западной цивилизации утвержд. как безоговорочный факт. Процесс модернизации развивающихся стран на протяжении века проходил в следующих вариантах:

1. симбиоз как миним. возд. Данный тип характерен для колониальных стран, в которых введение новых элементов приходилось осуществлять чужеродными властями и в целях, отвечающих интересам метрополий.

2. модернизация против традиционности. Экономической основой стало формирование монопольного международного капитала, утверждающего социально-культурные нормы. Распад традиционных норм и кризис старых форм культуры ослаблял прежние цивилизации и государственные структуры, приводил к дезинтеграции общества. Так протекал распад Австро-Венгерско-_Османской империи, крушение колониальных систем. И эти процессы стали базой многочисленных сепаратистских национально-освободительных движений, конфликтов и войн.

3. синтез модернизац. новаторства и традиционных самобытных ценностей. При этом традиции соединялись с достижениями индустриального общества и НТР, сохраняя прежний смысл. Успеху такой модернизации сопутствовал дух потер…. и корпоративности. Высокое уважение к образованию и знаниям на Востоке (Китай, Индия, Турция).

В любых вариантах модернизация в ней пост. проявл.: столкновение традиций и современности; столкновение между Западной культурой и политическими принципами и собственным достоянием; столкновение между стремлением к переменам и стремлением к стабильности или столкновение прошлого с будущим.

Обусловленный модернизацией разрыв с традиционными устоями жизни принял в целом ряде стран драматические формы и вылился в различного рода националистические и фундаменталистские движения. В ответ на экспансию культуры Запада исламские фундаменталисты, индийские коммунисты проводили возрождение своего религиозного достояния, пытаясь пересмотреть историю своих народов. При этом ислам, буддизм, индуизм объявлялся важнейшим достоянием общества, который необходимо охранять от проникновения Западных идей. Выступая с критикой буржуазного Запада фундаменталисты превращали ее в критику Западной культуры вообще. Такое противодействие модернизации с культурной базой Запада имеет определенные основания. Именно Западно-Европейская активно-преобразовательная культура привела в 20 век человечество к глобальным тупикам развития ( загрязнение окружающей среды, истощение природных и энергетических ресурсов, угроза термоядерной войны и т.д.).