Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный ветеринарный институт
Реферат
«Материальная и духовная
культура
восточных славян в VI – VIII в.в.»
Выполнил: ст. гр. 118
Мухин В.В.
Проверил: _________
Омск 2004
Содержание.
1. Введение………………………………………………………3
2. Теории происхождения Древнерусского государства….4
3. Соседи восточных славян…………………………………..5
4. Хозяйственная деятельность восточных славян………..6
5. Искусство
– Рождение фольклорного творчества……………………...9
– Письменность……………………………………………….12
– Образование в Древней Руси……………………………..13
– Архитектура. Строительство……………………………..14
– Живопись……………………………………………………15
– Музыка восточных славян……..…………………………19
6. Принятие христианства…………………………………...20
7. Значение принятия христианства……………………….21
8. Заключение………………………………………………....21
9. Литература………………………………………………….22
Введение
«Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии»
Гегель
Историческое развитие человечества всегда шло неравномерно. И это неудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел от природы. Особенности ландшафта, животного и растительного мира, климата определяли всю жизнь человека: его внешний вид (формирование рас), тип хозяйства, особенности языка, культурные различия, мировоззренческие основы и самую скорость развития цивилизации. И чем тяжелее, суровее были жизненные условия - тем медленнее темпы исторического развития. В наиболее благоприятных для человека районах развивались локальные цивилизации Древности, которые заложили основы цивилизаций Средневековья.
Ученые полагают, что историческими и этническими предшественниками русских славян были племена актов, жившие в Приазовье, Причерноморье и на Днепре. Античные авторы (Геродот «История») упоминают славян под именем венедов и склавинов, говоря о них как о «великом народе». Славянская колонизация шла из Прикарпатского края (VIвек). В течение VIIи VIIIвеков славяне расселяются по русской равнине по линии Днепра - Волхова. В 1Х-Х вв. существуют следующие славянские племена: на юго-западе Восточно-европейской равнины - уличи и тиверцы (по южному Днепру); «белые» хорваты (Карпаты); дулебы, волыняне, бужане (на Волыни и по Западному Бугу); поляне (средний Днепр); древляне (Припять); дреговичи (между Припятью и Березиной); северяне (по Десне), радимичи (по Сожи); кривичи (верх. Волги, Днепра, Западной Двины), вятичи (по Оке). Северную русскую группу составляли славяне ильменские (или новгородские), жившие вокруг озера Ильмень по реке Волхов. С севера на юг по славянской территории проходит великий водный путь «из варяг в греки» (т. е. по линии Волхова - Днепра), главный стержень экономической, политической, культурной жизни восточного славянства. По словам В. 0. Ключевского, "по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение; меха, мед и воск стали главными статьями русского вывоза». Возникают русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов. Они расположились по главному водному пути, подчинили себе окрестные области и создали первую политическую форму на Руси - городовые области или «волости» (Киевская волость, Полоцкая волость и др.). Главным занятием восточных славян было земледелие, значительную роль играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Из орудий земледелия появляются соха с железным наконечником, серп, мотыга, плуг с железным лемехом. Наряду с подсечной системой земледелия распространяется и скотоводство.
До расселения славяне жили родовыми общинами, где власть принадлежала старейшинам, но при колонизации примитивный патриархально-родовой быт быстро разрушался. Типичной формой поселения становятся деревни, а основной общественной организацией - семья, включающая близких родственников и часто посторонних лиц, принятых в хозяйство.
Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение явлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог - бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра; Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновья Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших (лешие, русалки, водяные). Почитались также умершие предки, позднее покровитель рода - дедушка домовой.
Общественная организация восточных славян включает в себя понятия: община, род, племя. Уже с VIвека нашей эры восточные славяне вступили в стадию разложения рода, ибо участок земли при совершенствовании технологий земледелия могла обработать одна семья. Появление излишков продуктов труда привело к имущественному неравенству и возникновению частной собственности. Славяне пошли прогрессивным путем становления феодальных отношений.
Возникают крупные племенные объединения славян (VI-VIII века), княжества Куявия, Славия, Артания. Появляются предпосылки для образования государства.
Славянские народы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.), населяющие современную Восточную Европу, составляли некогда этническуюобщность, которую условно принято называть праславяне.
Около IIтыс. до н.э. праславяне выделились из еще более древней индоевропейской общности. Поэтому все славянские языки относят к индоевропейской языковой семье.
Вопрос о том, какую территорию считать прародиной славян, однозначного ответа в исторической науке не имеется. Однако когда славяне присоединились к мировому миграционному процессу II-VII вв. - «Великому переселению народов», - они расселялись по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток и север - по Восточно-европейской равнине.
Таким образом, когда-то единые, в VI-VIIIвв. праславяне разделились на южных, западных и восточных славян. В дальнейшем их исторические судьбы хоть и были неизбежно связаны друг с другом (и зачастую весьма драматически!), все же каждая ветвь славянских народов созидала уже свою собственную историю.
История нашего Отечества - это история восточных славян, прародителей современных русских, украинцев, белорусов.
Летописный сюжет о призвании варягов на русскую землю стал основой норманнской теории. Ее авторы Байер, Миллер, Шлетцер и их последователи настаивали на достоверности легенды, утверждали, что государство на Руси было создано варягами - выходцами из Скандинавии, известными в Западной Европе как норманны, викинги.
Противники норманнской теории отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни происхождения правящей династии. При этом называли и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Гольшан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелин). В настоящее время большинство ученых указывают на длительный, объективный процесс возникновения государства и субъективный, второстепенный фактор.
Факт участия выходцев из Скандинавии в образовании правящего слоя Древнерусского государства не вызывает сомнений. Однако бесспорно и то, что варяги не создавали у восточных славян новых властных структур, а лишь приняли участие в протекавших здесь естественным путем процессах возникновения государства.
Соседи восточных славян
Соседство одних народов с другими имеет в истории огромное значение: взаимное расположение или нерасположение друг к другу, общность интересов или их противоречие, религиозное единство или, напротив, антагонизм религий - это во многом и есть тот скрытый механизм, который заставляет колесо истории вертеться так, а не иначе.
Кроме западных и южных славян, на землях которых в VI-VIIIвв. также шел процесс образования государственности, соседями восточных славян были предки современных балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги, и др., заселившие эти земли еще в те древние времена, когда с них сходил ледник. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, карелы, чудь заволочская и др. Это были мирные народы, и со славянами у ни складывались вполне добрососедские отношения, чего нельзя сказать о морских разбойниках - варягах, сделавших разбой средства существования своего народа. Взаимоотношения наших предков с варягами - очень важный и крайне спорный вопрос в исторической науке, но то, что эти взаимоотношениях сыграли в истории государства огромнейшую роль - бесспорно.
В V-VII вв. в Европе шел процесс расселения германских племен и образования «варварских» королевств (Франкского, Вестготского и других), который сопровождался грабительскими походами на соседние территории. Так сведения о славянах появляются в готских письменных источниках. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние финские и славянские.
Существенное влияние на развитие славян оказывал также и Хазарский каганат - сильное, могучее, богатое государство, располагавшееся в низовьях Волги и по берегам Каспия. Нашествия хазар - существенная опасность несколько столетий угрожавшая славянам.