Доктор Г. Бругш выбрал из текстов всех периодов большое количество эпитетов, которыми египтяне наделяют богов. Они явно показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Вот что мы увидим, если классифицируем все эти эпитеты:
"Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не существует; Бог Единственный, Который все сотворил".
"Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух".
"Бог изначален, и Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было. Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он - отец начал. "Бог - Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки. "Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для Своих творений".
"Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их".
"Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины, Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире".
"Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его".
"Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он - создатель Своего образа и ваятель Своего тела".
"Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множества членов".
"Бог сотворил вселенную и все сущее в ней; Он творец всего сущего в мире, того, что было, того, что есть, и того, что будет. Он - Творец мира, и Он - Тот, кто придал ему форму руками Своими прежде, чем было какое-либо начало; Он его утвердил тем, что от Него изошло. Он - Творец небес и земли, Творец небес, земли и глубин; Творец небес, земли и глубин, и вод, и гор. Бог распростер небеса и основал землю. То что сердце Его замыслило, - сразу сбылось, и, когда Он говорит, слово Его сбывается и пребудет вовеки".
"Бог есть отец богов и отец отцов всех божеств; Он заставил Свой голос звучать - и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов. Он есть великий Мастер, изначальный Гончар, который сотворил людей и богов руками Своими, и Он изваял людей и богов на гончарном круге".
"Небеса покоятся на голове Его, и земля служит опорой Его ногам, небо скрывает дух Его, земля скрывает образ Его, и подземный мир заключает в себе тайну Его. Его тело - как воздух, небо покоится на голове Его, и новое русло [Нила] содержит образ Его".
"Бог милостив к тем, кто Его почитает, и слышит того, кто призывает Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. Он - судья между сильным и слабым. Он знает того, кто знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает того, кто следует за Ним". [11]
Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца". "Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода. [9, 15]
Переворот Эхнатона значительно повлиял на основы христианской религии что было, так или иначе отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого « переворота » (не случись на Санторине взрыв), наш сегодняшний мир был бы существенно иным...
4. Список литературы.
1. Дьяконов И. М. « Архаические мифы Востока и Запада »
2. Матье М. Э. « Древнеегипетские мифы », 56 г.
3. Дьяконов И.М. « История древнего Востока », 1983 г., ст. 146.
4. Бонгард - Левин Г. М. « Древние цивилизации », 1989 г., ст. 38, 45
5. Рак И.В. « Мифы Древнего Египта »
6. « Мерно шагая в бессмертие », GEO № 2, февраль 1999 г
7. « Таинственный мир сынов Ра », Курьер ЮНЕСКО № 10, октябрь 1988 г
8. « Загадка культа Атона », Наука и религия № 3, март 1990 г
9. « Египет и Русь солнечная связь », Наука и религия № 6, июнь 1989 г
10. Кузнецов С. В. « Религия Древнего Египта »
11. Уоллис Бадж « Египетская религия »
12. Коростовцев М. А. « Религия Древнего Египта »
13. Пьер Монте « ЕгипетРамсесов », Смоленск, 2000 год
14. Манфред Луркер « ЕГИПЕТСКИЙСИМВОЛИЗМ »
15. Египетская "Книга мертвых" "Книга Амдуат" (в изложении Е. Лазарева)