Материалы второй половины зала рассказывают о деятельности Тукая как педагога и просветителя. Для раскрытия этой темы использован самый разнообразный материал: фотографии татарских медресе того времени, вошедшие в музейный оборот впервые; учебные пособия, которые использовались в новометодных татарских школах (географические карты и атласы, глобус, которым пользовались учащиеся медресе «Касымия» в Казани, астрономический календарь и грифельная доска, образцы похвальных грамот и свидетельств, которые выдавались ученикам после окончания медресе, расписание уроков и др.) Они использованы в оформлении интерьера «Класс при медресе». Представлены на его фоне фотографии детей различных слоев населения.
Педагогические и просветительные воззрения Тукая развивались под влиянием прогрессивной педагогической просветительской мысли Ушинского, Добролюбова, Белинского. Особенно сильным было на Тукая влияние Л.Н. Толстого. Неслучайно вошли в экспозицию книги: «Сочинения графа Л.Н. Толстого. Педагогические статьи», «Азбука графа Л.Н. Толстого», «Новая Азбука графа Л.Н. Толстого» и др.
Известно, что Тукай был в дружественных отношениях со многими учителями медресе «Мухаммадия». Он присутствовал на уроках, использовал их опыт, когда составлял свои учебники и книги для внеклассного чтения: «Радость», «Жемчужные зерна», «Развлечение детей», «Веселые страницы», «Плоды развлечения», «Пища духовная». В экспозиции представлены подлинные экземпляры этих книг. Тукай был автором хрестоматий: «Уроки национальной литературы в школе» (1910 г.) и «Новое чтение» (книга переиздавалась с 1909 г. по 1918 г. ежегодно).
Многогранное творчество Тукая легло в основу развития всей культуры Татарстана. Об этом ведется рассказ в следующем зале.
ЗАЛ № 5
Тукай в наши дни.
Великие уходят...Вслед за ними,
Как звезды, новые восходят имена...
Народ мой, береги сынов - и ныне,
И впредь - в нелегкие, крутые времена...
С. Хаким
Центральное место в экспозиции отведено материалам рассказывающим об истории создания балета «Шурале»: фотография «Ф. Яруллин за работой над балетом»; рукописная нотная страница партитуры балета, написанная композитором и др. В экспозиции широко показаны постановки балета на сцене различных театров: Казани, Москвы, Ленинграда, Киева, Тарту и за рубежом в Болгарии, Чехословакии, Албании и др. Показаны сцены из спектаклей и фотокопия письма М. Плисецкой, присланного в музей.
Благодарные потомки высоко чтят память поэта. В экспозиции фотографии мест, носящих его имя: здание Татгосфилармонии, клуба Тукая и др. Его именем названы улицы в Уральске, Уфе, Баку и Ташкенте.
Центральное место в зале отведено фотографиям памятников Тукаю в деревнях Кушлавуч и Кырлае, в Казани. Каждый год в день рождения Тукая около них - народ. Проводится День поэзии, где поэты выступают со своими стихами, как бы отчитываясь перед Тукаем.
Центр зала занимают квадратные витрины с книгами. Это небольшая часть книг самого Тукая и книги о нем. Среди них академические издания произведений Тукая и отдельные сборники его. Например, издание первого трехтомного собрания сочинений, осуществленное в 1929-31 гг. ученым-литературоведом Сайфи-Казанлы.
Недавно стало известно, что стихи Тукая выходили отдельным изданием в разгар гражданской войны и в типографии Туркестанского фронта.
Знаменательным событием стал выход книги о нем в серии ЖЗЛ, написанной известным ученым-исследователем жизни и творчества поэта И. Нуруллиным. Книга представлена в музее с его автографом. Сюда вошли также книги, удостоенные Тукаевской премии.
ЗАЛ № 6
Мемориал
Завершает экспозицию музея зал, где сосредоточены личные вещи поэта - бесценные реликвии, дошедшие до нас. Среди них подлинные фотографии Тукая различных лет. Фото 1908 г. - это широко известное по многим публикациям изображение поэта, в темном костюме, в белой рубашке с цветным галстуком, в темном стеганом тюбетее на голове. Долгие годы фото сохраняла любимая девушка Тукая Зайтуна Мавлюдова. Она передана в музей ее сыном, известным писателем А. Расихом.
У Тукая не было своего угла, всю жизнь он скитался по чужим домам. До нас дошли единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них тюбетей из черного бархата. Он имеет интересную историю. Как пишут современники, Тукай тюбетеи не носил. По рассказу ученого-исследователя М. Гайнуллина, тюбетей был надет на голову поэта, сидящего перед объективом фотографа, буквально в момент съемки.
Достойное место в зале заняли: фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; подкарандашница в виде бокала, выпущенная к 200-летнему юбилею города Петербурга. С поездкой в этот город связана бронзовая чернильница оригинальной работы. Она была преподнесена Тукаю учащимися татарских школ Петербурга в день отъезда поэта из города.
Свидетельством большой популярности поэта являются почтовые открытки с портретами Тукая, изданные в типографиях Казани в различные годы. Интерес представляют подлинные фотографии, связанные с похоронами Тукая. Эти уникальные фотографии сохранились у племянницы Г. Кулахметова - Г. Шариповой.
Как последний, завершающий экспонат зала представлена дорожная корзина Тукая, с которой он приехал из Уральска и которая сопровождала поэта в его путешествиях по стране. Она как символ бессмертия поэта, как образ дороги, ведущей к вершинам мировой поэзии.
Осмотр экспозиции окончен. Но знакомство с музеем продолжается. Из вестибюля первого этажа можно пройти в выставочный зал, где в дни открытия музея экспонировались рисунки детей к произведениям Тукая. Завершив осмотр выставки, проходим в лекционный зал. Он - небольшой, камерный. Рассчитан на малое число зрителей. Со сцены звучали романсы русских композиторов на слова Пушкина; песни и романсы татарских композиторов на слова Тукая в исполнении мастеров искусств.
Осмотр музея завершен. Мы покидаем его с уверенностью, что наше посещение не последнее, что мы вернемся сюда еще и еще к Тукаю, к его бессмертной поэзии.
Заключение
Музей - клетка живого организма истории. Время проходит, и мы проходим. Тем неожиданнее и пронзительнее может быть встреча настоящего и минувшего...
Музеи - лучшие помощники в росте интеллекта, в понимании истории жизни человека и Земли. Музейный экспонат живой, любая вещь несет тепло или холод рук своего мастера-изготовителя, владельца, имеет свою историю. Пройдешь ли по залам музея, поработаешь ли в его фондах, разыскав в какой-нибудь папке неожиданный документ, а с ним подробности жизни и движение души человека - не раз всколыхнется сердце.
Музей - национальное достояние. Ценности уходят, меняется образ жизни. Но музей - прежде всего хранилище, кладовая памяти. В Татарстане, несмотря на тяжелое положение в экономике, музеи развиваются у укрепляются.
Список используемой литературы
Д. Б. Багаутдинова Музей Г. Тукая в Казани.
Г. С. Муханов Да не оскудеет душа хранящего.
П. Хабибуллин Судьба бесценных реликвий.