В центре эрмитажной картины (а это один из нескольких сохранившихся вариантов произведения) проходит вертикальный шов. В прошлом, когда эта работа находилась в Испании, ее распилили на две части. В 1850 году изображение Луки было приобретено в Голландии и поступило в Эрмитаж как самостоятельное произведение. В 1884 году в Петербург было доставлено изображение Мадонны. Когда выяснилось, что это две части одной композиции, их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что в результате перевода и под воздействием времени картина несколько поблекла, она и сейчас радует глаз звучными красками. Мы любуемся красотой ткани и золотым шитьем платья Мадонны, драгоценными камнями ее украшений, подробно и любовно написанными деталями одежды.
Сравнивая образы Мадонны нидерландских и немецкого мастеров, нужно отметить мягкость и теплоту работ нидерландских живописцев. Немецкие композиции более схематичны, и скорее, напоминают иконы, нежели вольные полотна. Во всех деталях заключен некий аллегорический, религиозный смысл. Для сравнения- «Мадонна с куропатками» Ван Дейка имеет скорее театральное воплощение.
Мне более близки полотна нидерландских мастеров, мягкость и округлость линий и четкая обрисовка деталей в которых не может оставить равнодушным ни одного человека.
Тем не менее, несмотря на разницу восприятия образа Мадонны живописцами, чувствуется любовь и нежность, которую они постарались перенести на полотно. И даже через век мы чувствуем то нежное чувство, с которым писался образ Мадонны- сам образ Матери.
Список использованной литературы.
1. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко.- М: «Просвещение», 1989
2. Муранов П.П. Образы Италии.- Москва: «Республика», 1994
3. Персианова О.М. Эрмитаж. Путеводитель по залам музея.- Ленинград: «Аврора», 1985
4.Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. По выставкам и залам.- Л: «Искусство», 1983
5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва: «Авента+», 1997