Англией.
Дочь Брюса положила начало трагической, но крепкой династии Стюартов, с которой связан большой период в истории Шотландии. Дворцы Стюартов и места их сражений расположены по всей Шотландии, существует также тропа Марии, Королевы Шотландской (Марии Стюарт - 1542 - 1587 гг.). Она являлась королевой Шотландии с 1542 по 1567 гг. и была заключена в тюрьму Елизаветой I Английской, а в 1587 году казнена за государственную измену. Как имя Марии Стюарт, так и имя Чарльза Эдварда Стюарта - шотландского принца, который был разбит в Битве при Куллодене в 1746 году и бежал во Францию, овеяны духом романтизма.
С казнью Марии Стюарт в 1587 году, Шотландия потеряла свою независимость. А в 1603 году короны двух народов английского и шотландского были объединены путём законодательного союза двух королевств, который был окончательно провозглашен только в 1707 году. Многие шотландцы поддерживали восстания 1715 и 1745 годов. И как уже упоминалось, с поражением Принца Чарльза (по прозвищу Бонни, что значит “красавчик”) в 1746 году надежды Стюартов рухнули. После 1745 года клановая система пошатнулась.
Клан в Шотландии - это группа семей, носящих одну фамилию (например МакДональд - “сын Дональда”, так как "Mac" по-шотландски значит “сын”) и имеющих общего предка.
До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами. Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодия волынки (приложение 3). В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужской юбке-килт. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением, и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие клетки, не завёл на волынке во время церемониального марша мелодию иного клана. Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: “Где бы мы ни были, мы - шотландцы!”
У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были.
Традиционно, кроме юбки-килта, в шотландский национальный костюм входит твидовая куртка, простые длинные чулки, берет и кожаный спорран, - кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет - "тэмешэнтэ" - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером наверху. Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.
Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примером может служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву. “Дело было в самом конце ноября, - пишет Л. Мартынов, - Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбку спускался громадный кошель с отделкой из оленьего меха - спорран. Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае необходимости, - прийти на помощь. И хотя шанс встретить другого Моуэта в московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприятствовала хождению с голыми коленками - ледяной ветер гнал порошу, - никакого разговора о другом костюме и быть не могло.
-Традиция, - объяснил Фарли и успокоил собравшихся. - В канадской тундре было труднее, но в этот день я не могу иначе...”1
Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потеряли шансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда его отменили, то выяснилось, что старые узоры - забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.
Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры - горцы.
Как уже мы знаем, Хайлленд включает в себя самые высокие горы Британских Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов, которые пришли в Британию из Ирландии в VI веке, и они называют себя "скоттами". Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландском гэлльском - древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера или, как их тут называют, "крофтеры", ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам - жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англо-саксов.
По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины
__________________________________________________________________________________
1 Мартынов Л. Вокруг Света. 1979. №5. С. 38.
нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не
гористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев - подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма. Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килт лоулендерами журналист Л.Мартынов: “В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров.”1
Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-сэнах” - таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе (приложение 4). Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы.
В древние времена викинги высадились на восточном побережье Шотландии с намерением
__________________________________________________________________________________
1 Мартынов Л. Вокруг света. 1979. №5. С. 39.
захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелся удобный брод. Так как они прибыли
к вечеру, то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул.
Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную и нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.