С конца XIX в. в Шотландии развился обычай делать из колосьев последнего снопа “урожайные банты”. Молодые жнецы плетут витые шнурочки из пучков колосьев, делают из них банты и носят их в петлицах и на шапках; такие же банты они дарят своим девушкам.
Жатвенный период заканчивался повсюду “урожайным ужином”. В нём принимали участие все, кто помогал хозяину в уборке.
Как уже известно, в Шотландии большое значение в питании сельских жителей имел ячмень. До середины XIX в. перед общим праздником урожая устраивался небольшой вечер окончания жатвы ячменя. В последний день жатвы все работники в нарядных костюмах собирались на кухне фермера, хозяин угощал их ячменным хлебом, маслом и сыром. В центре стола в особом украшенном бочонке стояло виски (для его изготовления использовали ячмень), и весь праздник носил название “ячменный бочонок”. Ни один такой вечер не кончается без исполнения известной баллады Р. Бернса “Джон Ячменное Зерно”.
Надо сказать, что Роберт Бернс является неотъемлемой частью шотландской культуры. Шотландцы очень гордятся своим знаменитым соотечественником и чтут его память. Ежегодно 25 января (в день его рождения) проводится праздник под названием "Вечер Бернса". Праздник этот проводиться не только в Шотландии, но и во многих областях Британии. Празднование обычно проводиться в форме ужина, на котором подаются традиционные шотландские блюда и во время которого играют шотландские волынщики, одетые в национальные костюмы, читаются стихи Роберта Бернса. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса "В горах моё сердце", которое полно любви к Шотландии - родине поэта.
Ещё относительно сельских обычаев шотландцев следует добавить, что большой популярностью пользовался также праздник урожая, отмечавшийся в октябре. Почётное место на таком празднике занимал последний сноп, который ставили в центр стола или подвешивали к основной балке потолка. Королевой и королём праздника назывались девушка, срезавшая этот сноп, и её парень. К ужину обязательно подавался годовалый ягнёнок, зажаренный целиком. На столе обязательным был также большой каравай чёрного хлеба домашнего печенья. В Шотландии было и специальное традиционное кушанье, изготовленное из плодов "нового урожая", - мука, смешанная с элем, виски, мёдом, патокой. Первый тост провозглашался в честь “девушки”, которая помогала в жатве. После ужина устраивались танцы, игры, в которых иногда принимали участие и ряженые. Вечер обычно заканчивался пожеланиями и тостами за здоровье хозяина.
Говоря о Шотландии и её островах, нельзя не упомянуть такой знаменитый традиционно шотландский праздник как Апхелио, который и в настоящее время отмечается в Лервикке - главном городе Шетландских островов.
В конце января устраивается большая факельная процессия и тридцатифутовая модель корабля викингов проноситься через весь город для того, чтобы потом быть сожженной. Затем после этого грандиозного шоу - танцы и веселье длятся далеко за полночь.
К зимним праздникам также относиться Рождество, так как являясь христианами, а христианство в Шотландии начало распространяться с VI в н.э., шотландцы празднуют этот день (25 декабря), как и все народы Европы. Но существует у шотландцев и давний обычай, отмечающийся ими ныне в канун Рождества. Обычай этот носит название "Юл Лог" (рождественское бревно). Обычай связан с праздником Юл, древним скандинавским праздником сжигания "юл лога". Стал он популярен в Шотландии потому, что часть Шотландских островов долго находилась под властью викингов и их культурным влиянием. Древние шотландцы отмечали Юл именно в то время года и в те дни, в которые сейчас отмечается Рождество. На Юл сжигают огромное бревно, для того, чтобы солнце светило ярче. Тут снова можно увидеть прямую связь обычая с языческим солярным культом.
В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Хогомэни) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семейный камин с пожеланием, чтобы огонь в этом доме горел ещё долго-долго. Здесь снова прослеживается языческая основа шотландского обычая - огонь как символ благополучия и жизни.
В феврале, особенно у молодёжи, популярен праздник День Святого Валентина. Этот праздник не имеет глубокой религиозной основы, он связан с трогательной и печальной историей двух влюблённых. Легенда гласит, что в III в. н.э. римский император Клавдий II издал указ, запрещающий людям жениться. Он считал, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим. Молодой христианский священник Валентин не внял указу и тайно венчал юных влюблённых. Обнаружив эти "антигосударственные" женитьбы, император повелел заключить нарушителя в тюрьму и потом казнить. В тюрьме Валентин, лишенный священных книг, разнообразил свой вынужденный досуг тем, что писал записки дочери тюремщика. Видимо, и записки были хороши, и дочка. Молодые люди полюбили друг друга. Перед казнью 14 февраля 270 года он послал девушке прощальную записку с краткой фразой “от Валентина”, которая в последствии стала означать вечную привязанность и верность. А дата смерти священника, обручавшего влюблённых, несмотря на суровые препятствия, и не увидевшего собственного счастья, навеки осталась в памяти людей.
В Англии и Шотландии день Святого Валентина - день влюблённых - стал сопровождаться тайным вручением подарков и открыток со “ значением ”. Вечером 13 февраля богатые и бедные воздыхатели клали свои дары на ступеньки заветной двери, звонили и убегали. Поздравительная открытка, как таковая, вообще появилась впервые в связи с днём Валентина. Говорят, первым её отправил Чарльз, Герцог Орлеанский. Постепенно обычай дарения распространился и на супругов, которые выражают друг другу таким способом свою верность и любовь. А подарки стали всё чаще заменяться букетами. Цветовой эмблемой Дня Святого Валентина считается красная роза. Полагают, что начало этой традиции положил Людовик XШ, подаривший в этот день Марии-Антуанетте красные розы. Ведь согласно античной легенде, они появились благодаря Афродите, богине любви и красоты. Спеша к Адонису, своему возлюбленному, она наступила на куст белых роз, уколола ногу о шипы и её божественная кровь окрасила их в алый цвет.
Христианская церковь не смогла полностью искоренить язычество праздников и обрядов шотландцев, но все же повлияла на их культуру, придав ей религиозный характер. Как бы ни были стойки и тверды традиции древних кельтов, переданные "по наследству" современным шотландцам, они все же пропитались христианским духом. Однако, церковь не смогла целиком изжить древнее наследие кельтов.
Заключение.
Изучая материалы об обычаях и традициях Шотландии ясно видно, что в своей первооснове все они - языческие. Культ солнца и растительности преобладает в большинстве из шотландских обычаев. С введением христианской религии изменялась не только идеология народа Шотландии, но и его быт. Таким образом получилось как бы две стороны у каждого из описываемых обычаев: первая христианская, а под нею - языческая. Христианизация послужила причиной нового истолкования многих традиций. Например, День св. Иоанна - День летнего равноденствия, День св. Михаила - День осеннего равноденствия, Рождество - Юл и т.д. Растения и огни, сопровождая эти народные праздники и являясь их непременными атрибутами и украшением, по своей природе символизировали солнце и духов растительности, имели очистительное, лечебное и охранительное значение, то есть были прямо связаны с язычеством. Так из поколения в поколение происходило напластование, взаимодействие и трансформация народных обычаев. Как очевидно, в наши дни они получили новое осмысление.
Геродот считал: "Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные. Так, каждый народ убеждён, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие."1 Эта замечательная мысль, высказанная 25 веков назад и сейчас поражает своей глубиной и точностью. Она и сейчас актуальна. Геродот высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать.
Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: "Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!" Её можно истолковать и шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.
__________________________________________________________________________________
1 Геродот. История: в 9-ти кн.Л.:1972. С.150.
Горько наблюдать сейчас, как в “послеперестроечное” время страна наша буквально гибнет на глазах. "Но причём здесь обычаи ?" - спросите вы. Да связь - самая прямая. Ведь мы потеряли всё, что только могли потерять. Свои народные обычаи, свою историю мы выкорчевывали с корнями и теперь пожинаем плоды : неверие молодёжи в будущее, её оторванность от поколений отцов и дедов, её неуважение к старшим. Правда, последнее время наметилась и обнадёживающая тенденция: в школах пытаются изучать фольклор, историю костюма, историю религии и т.д. Но специалистов, могущих должным образом преподать эти предметы, - крайне мало, да и тяжелое материальное положение школ не всегда позволяет обеспечить соответствующую материальную базу для изучения данных предметов. Но, это - первые ростки народного самосознания, и из них прорастёт в будущем богатый урожай.