Северные провинции экономически тяготели к главным портам Голландии и Зеландии – Амстердаму, Мидделбюрху и другим. Голландия и Зеландия располагали крупными и хорошо оснащенным морским флотом, так же здесь было развито судостроение и смежные с ним отрасли производства.
Сохранились многие феодальные пережитки, которые затрудняли развитие капиталистических отношений. Многие мелкие ремесленники и крестьяне разорялись под тяжестью налогов, притяжений скупщиков. Улицы заполнили толпы бродяг. В мануфактурах и домашних мастерских царила беспощадная эксплуатация. Развитие капитализма сочетавшееся с сохранения феодального и иноземного гнета приносило народным массам неисчислимые бедствия народ волновался и видел главную причину своих несчастий в засилье испанцев, католической церкви и дворянах. Недовольство так же зрело и среди буржуазии, дальнейшее развитие которой становилось невозможным в существовавших политических условиях.
Перерастание революционной ситуации было предопределено реакционной политикой правительства Филиппа II. Этой политикой Филипп II нанес большой урон по экономике Нидерландов. Была прекращена торговля с испанскими колониями и с Англией из-за враждебных отношений ее с Испанией; свирепствовали инквизиции, устраивались массовые казни против еретиков. Но несмотря на все это особенно в промышленных городах и деревнях Фландрии, Брабанта, Голландии и других провинциях стал широко распространяться кальвинизм, который давал религиозные обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Все эти причины и ухудшение революционной ситуации в обществе привело в 1566 году к революции в результате которой Нидерланды были поделены на две части. Южные провинции не смогли противостоять Александру Фарнезе – испанскому наместнику, в отличие от северных. В отличие от южных провинций на севере Нидерландов Утрехтская уния, которая давала право Генеральным штатам устанавливать налоги, заключать междугородние договора, принимать важные законы, заложила основы республики. Военными действиями и текущими делами ведал Государственный совет. Высшая исполнительная власть и верховное командование войсками осуществлялись правителями – статхаудерами. И в 1609 году Соединенные провинции подписали с Испанией перемирие.
В Южных провинциях Испания обеспечила торжество реакции и поражение революции. Долгие годы войны и мародерство расстроили экономику этой территории. Владельцы мануфактур уехали в северные провинции, где положение было более благополучным. А на юге укрепились реакционные и консервативные прослойки бюргерства и купечества в городах, а в деревнях восстановили свое господствующее положение дворяне, связанные своими интересами с католицизмом и Испанией. Также к этому добавилось и то, что народные массы, пройдя через грабежи, насилия, со стороны наемников, репрессии со стороны дворянских мятежников и оранжистов разуверились в самой идеи освободительной войны.
Таким образом провинции южные остались под юрисдикцией Испании. Была восстановлена власть наместника, который полностью зависел от испанского короля. Было восстановлено католичество в своих правах.
Контрреформация, в странах, где победила католическая церковь пошла по непредвиденным путям развития. «Крестовый поход» предпринятый Ватиканом, дабы провести внутренние преобразования и противостоять распространению протестантизма, проявился в самых разных формах от возрождения инквизиции до проведения некоторых практических реформ и обращение к мистическим сочинениям святого Хуана де ла Крус и святой Терезы Авильской. Контрреформацию в первую очередь поддержали иезуиты – римско-католический орден, заявивший в себе воинствующей верностью папе и привлекший в свои ряды значительное количество людей волевых и интеллектуально искушенных. Иезуиты возложили на себя ответственность за воспитание молодежи и стали прославленными наставниками на всем континенте. Образовательная стратегия атеистов опиралась не только на преподавание католического вероучения и богословия, в нее входили полная гуманистическая программа Возрождения: латинская и греческая словесность, риторика, логика, метафизика, этика, естественные науки и математика, музыка и даже «дворянские» искусства сценической игры и фехтования. Все это служило развитию ученого «воина Христова», морально устойчивого, широко образованного, критически мыслящего христианина, который может превзойти умом еретиков-протестантов.
Католическая церковь, усиливая борьбу за удержание своего влияния уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения, порождающие воображение на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. Наиболее полно интересам католической церкви отвечала художественная логика барокко и гениальный представитель, житель Фландрии П.П. Рубенс.
Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев 17 века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии 17 века. И во всех этих жанрах искусства работал Петер Пауль Рубенс. Он был широко известен еще при жизни. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса.
«Король живописцев – живописец королей» – такая метафора родилась в суждениях современников в Рубенсе и закрепилась за ним в последующие времена4. Все европейские дворы считали за честь принять его у себя.
Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч картин и бесчисленное количество рисунков.
Апеллес нашего века5 – эти слова были в устах современников чем-то вроде неотъемлемого титула Рубенса. Сравнивая его с великим придворным живописцем Александра Веласкеса. «Слава Апеллеса продолжала жить в памяти любителей искусства и критиков долго после того, как его произведения исчезли, став «добычей времени» – пишет Гомбрих и продолжает: – Плиний Старший прославил его как Мастера, который превзошел всех живописцев, кто ему предшествовал, и всех кто за ним следовал, и последующие готовы признать справедливость этого вердикта6. Рассказ Плиния о жизни и произведениях Апеллеса помог установить идеал искусства, объединяющий высшее мастерство в подражании природе с воплощением исключительной чувственной красоты. Традицию Апеллеса продолжил не только Ренессанс; она, как отмечает Гомбрих, дошла до европейского круга культур – до Индии, Китая, и Японии, поскольку нормы изображения видимого мира, которые открывал Апеллес, объективны7.
Известен рассказ Плиния Старшего о состязании Апеллеса с Протогенесом: кто напишет «более невидимую линию». Э. Гомбрих тонким анализом текста Плиния доказал, что речь на самом деле идет о состязании в умении построить перспективу. Апеллес, не застав дома Протогенеса, оставил как свой знак черную линию на доске. Протогенес, вернувшись, рядом с ней провел коричневую и ушел. Когда Апеллес вернулся, он перекрыл соединение черной и коричневой линии тонкой белой. Перспектива была построена. Протогенесу нечего было делать8. Но живопись обязана Апеллесу не только перспективой. Он создал многие другие, визуальные идеалы, которые применяются всеми живописцами, к какому бы направлению они не принадлежали. Двуединый идеал Апеллеса все равно оставался точкой отсчета, мерой эстетического суждения. Дело историков искусства судить, в каких конкретно живописных течениях претворился двуединый идеал Апеллеса – в данном случае это могло быть искусство Рубенса, в другом – Мунка, в третьем Пикассо. Именно с таким Апеллесом сравнивали современники Рубенса, считая, что он достоин такой почести.
Многие поколения потомков видели в колористическом богатстве и блистательной свободе его живописи неповторимый образец этого искусства, некое воплощение его возможностей, уже в 17 веке Роже де Пиль превратил анализ творчества Рубенса в теорию живописного выражения вообще10. Но, пожалуй, еще более ценили его умение выразить высокую мысль в полнокровных образах, изобразить любой сюжет, как дар драматического повествования, многообразия тематики делает Рубенса «Гомером живописи», как с восхищением назвал его Делакруа11.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой, в родной город он был назначен городским советником. В течение нескольких лет он исполнял эти важные обязанности. Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Ян Рубенс сочувствовал протестантизму и когда в Южные Нидерланды приехал испанский герцог Альба ему пришлось эмигрировать. При вступлении в должность герцог Альба тут же стал чинить кровавые расправы с протестантами. После того как были заключены в тюрьму его друзья и к Рубенсу домой прошло извещение, которое гласило «Принимая во внимание что, Вы, Якоб Махаркейзус, были признаны виновным в ереси и укрывательстве еретиков и ввиду этого принуждены к прибиванию на каторге до тех пор, пока не наступит смерть»13. Они решили немедленно эмигрировать в Германию.