Живя в Зигене, Мария Пейпелинкс имея уже четверых детей родила еще двоих: 24 апреля 1574 года Филиппа и 28 июля 1577 года – шестого ребенка Питера Пауля. Петер Паувела – принятая по-русски форма имени «Пауль» заимствована с немецкого языка, также как и фамилия «Рубенс», которая по фламандски произносится «Рюбенс», а на антверпенском диалекте «Рюббенс»15.
После смерти отца Мария Пейпелинкс вместе с детьми возвращается в Антверпен.
Мать была не из породы слабодушных. Она не привыкла унывать. Она очень любила покойного мужа. Своими счастливыми воспоминаниями о детстве он обязан своей матери: «Сверх природы женской мудрая, едва ли не сверх природы материнской вас (своих детей) любившая16 – скажет о ней впоследствии Ян ван ден Ваувер, друг Филиппа и Питера Пауля.
Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую школу Ромбоутса Вердонка. Школа находилась рядом с кладбищем при соборе Богоматери. Учитель Ромбоутс Вердонкс знаток греческого и латинского языков. Он очень любил детей. У него Питер Пауль вместе с батом Филиппом проучился до 1590 года. В августе 1590 года сестра Бландита выходит замуж и Марии Пейпелинкс приходится сделать героическое усилие, чтобы обеспечить ей приданное. Но выплачивать его приходится по частям. Филиппа она отправляет в университет, в Лувен так как мать хочет чтобы он стал адвокатом, как его отец. Теперь надо было думать о Питере Пауле. Хотя для самого Питера вопрос решен. Он хочет стать художником. Странное решение для тринадцатилетнего мальчика. В семье никогда не было художников. Надо полагать, что Мария Пейпелинкс, которая имела честолюбивые планы насчет будущности своих детей, не слишком обрадовалась. Она созвала семейный совет, но противиться нечему. Если мальчик будет учиться ремеслу живописца, то ей будет легче. Ему подыскивают учителя, который бы согласился взять его к себе в мастерскую. Этим учителем был Тобиас Верхахт. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Он преобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме того он смотрит как работает его учитель и пытается ему подражать. Тобиасу Верхахту около 30 лет; он художник не слишком даровитый. Он пишет пейзажи, многочисленные вавилонские башни и библейские сцены, не вкладывая в них чрезмерного вдохновения.
По истечении двух лет Питер Пауль переходит в мастерскую Адама ван Ноорта. Неизвестно, что побудило Питера Пауля сменить учителя, но ван Ноорт был старше Тобиаса Верхахта. Но ван Ноорт среди своих собратьев пользуется большим уважением, чем Верхахт. Он пишет композиции с фигурами – может быть, именно этим объясняется решение Рубенса, так как Верхахт по преимуществу был пейзажистом. Ван Ноорт по сведениям современников был действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек, обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре года и по словам биографов, его беспорядочный образ жизни оттолкнул Рубенса, и он пришел в мастерскую к Вениусу. Для молодого художника большая честь быть принятым в мастерскую самого известного в Антверпене художника. Отто Вениусу – 38 лет. У него манеры знатного вельможи. Дворянин по происхождению он обладает обонянием просвещенного любителя. Он пописывает латинские стихи, он служил пажом при епископе Эрнсте Баварском, а потом стал «инженером государственных войск» при дворе герцога Фарнезе. Он пишет картины на исторические и религиозные темы, а также портреты. Как и большинство его друзей-художников, он пылкий сторонник нового итальянского стиля, который настолько смущает покой нидерландских художников, что они начинают утрачивать достоинства, издавна присущие их живописи.
Отто Вениус не проявляет дурного вкуса, однако он не превосходит уровня бесстрастной правильности. В его композициях всегда больше умения, чем души, а по колориту недостает выразительности.
Отто Веннус – культурный человек, сведущий в различных вопросах. Он красноречив, но о чем бы он ни рассказывал, какими-то неведомыми путями его разговор всегда сворачивает на его любимую тему – Италия, потому, что этот северянин пять лет прожил по ту сторону Альп8.
Италия навеки ослепила его. В Риме он учился у Федериго Цуккаро, известного художника. Которому выпала честь завершить одно из творений Микеланджело, расписать купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции и работать в Эскуриале по заказу Филиппа II. Отто Вениусу приписывают почти всю честь превосходного воспитания Питера Пауля. Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта»17. По свидетельству фромантена ван Ноорт предстал перед Рубенсом, как натура исключительная, непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось18. Нет ничего более противоположного, чем контракт представленный ван Ноортом и Вениусом, этими двумя столь различными по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Но тем не менее противоположность их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколько и дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили самого Рубенса, со всей совокупностью заложенных в нем возможностей с его гармонией, равновесием и единством. Но именно любовь к фламандской культуре он почерпнул у ван Ноорта. Именно у ван Ноорта он научился писать душой, полагаться на свое восприятие, на свои чуства.
По своим вкусам, влечениям и привычкам ван Ноорт был простолюдином. Он был груб и как передают, любил выпить, говорил очень громко, дерзко, но откровенно, прямо и бесцеремонно – словом, у него было все кроме веселости. Чуждый как свету, так и академиям и одинаково к ним не приспособленный, он был настоящим художником по силе творческого воображения, верности глаза и руки, быстроте, сообразительности и несокрушимой самоуверенности.
Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса имело непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и современного ему итальянского искусства. В 1600 году он едет в Италию. Отныне он может обходиться без наставников. Еще будучи в Антверпене, в 1698 году, в возрасте 21 года, его принимают мастером в гильдию святого Луки, старейшина которого был его бывший учитель Адам ван Ноорт.
Мария Пейпелинкс продает ценные бумаги, дом, который находится на валу святой Катерины. 8 мая 1600 года он получает паспорт. На другой день он седлает коня. Петер Пауль был снабжен паспортом на латинском языке. В нем магистрат города Антверпена удостоверяет, «что на берегах реки Шельды нет чумы и податель сего не является носителем какой-либо опасной болезни»19. Вероятно, многое стало побудительным мотивом для этого путешествия. Конечно, основным поводом можно назвать желание увидеть воочию страну великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и произведения мастеров итальянского Возрождения – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, познать школу итальянского маньеризма и все секреты и технику современных Рубенсу итальянских живописцев. С другой стороны, с историей Италии были связаны для Рубенса основные знания античной мифологии, произведения античных историков, любовь художника к археологии, нумизматике, к скульптуре и архитектуре, к латыни и современному итальянскому языку, на котором он писал многие свои письма. Не только его учитель Отто Венииус побуждал Рубенса к широкому изучению итальянского искусства, но и семейные традиции были связаны с Италией. Его отец, Ян Рубенс в совершенстве владел латынью и итальянским языком и изучал право в Падуе. В 1603 году старший брат Петера Пауля Филипп также как и отец получил степень доктора права. Таким образом «все дороги молодости «вели в Рим»20. Возможно, что и оказалось на самом деле он поехал в Италию не только закончить свое художественное образование, но и утвердить себя как личность, как мастера, способного добиться признания и успеха в самой антверпенской художественной среде того времени.
9 мая 1600 года Рубенс отправился из Антверпена по дорогам Франции на юг. Венеция – это была первая цель путешествия – встретила его чарующим великолепием своих дворцов, отражавшихся в зыбких водах бесчисленных каналов, праздничной красочностью и пестрой суетой жизни свободолюбивой Республики святого Марка – жемчужины Адриатики.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие полные динамизма и необычных ракурсов композиции дар Тинторетто и особенно универсальный живописный дар Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс многими приемами, особенностями колорита, сверкающими золотом своей живописи обязан урокам которые он получил у картин Тициана. Эти уроки состояли в глубоком внимательном изучении и копировании. Рубенс был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размерностью и внутренней педантичностью. В Италии он не только обогащает свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и самым добросовестным образом изучает многие памятники скульптуры и декоративно-прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битва при Ангари» Леонардо да Винчи. Сама картина не сохранилась и мы о ней узнали только по этой копии. Постоянные занятия рисунками и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно достиг своих вершин в зрелые годы художника. Но Рубенс не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к концу своего путешествия он прославился и стал признанным и Италии живописцем.