Оглавление:
Введение. 3
Глава I. Апеллес 17 века. 13
§1. Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество. 13
§2. Петер Пауль Рубенс видный представитель барокко. 47
Глава II. Картины Петера Пауля Рубенса, написанные на мифологические сюжеты.. 63
Заключение. 118
Примечание. 122
Библиография. 128
Иллюстрации. 130
«Прекрасное пленяет навсегда». Мудрые слова великого английского поэта Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника Рубенса. Его картины автор видела и раньше, но к настоящему большому искусству можно возвращаться бесконечно, никогда не надеясь исчерпать его до конца. Высокое подлинное искусство воспитывается ум и облагораживает душу. Она приносит уверенность что накопленные человечеством сокровища мысли, чувства и художественного вкуса навсегда с человечеством и остаются сколько бы их не пытались заслонить «шедевры» новейших художественных течений.
В разные эпохи люди причисляли к искусству отнюдь не одно и тоже. Великие умы Древней Греции в отличие от нас не только считали искусством умение красиво выражать свои мысли – риторику, но и признавали ее главным из искусств.
Понимая под искусством разные явления, ученые пришли к общему выводу, что никакое общество без искусств немыслимо. Искусство – это зеркало, которое человечество создает чтобы узреть в нем самого себя и познать смысл собственного достоинства. Искусство на своем неповторимом языке раскрывает идеал, выражает надежды, воспитывает торжество, утверждает единства. В истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам и повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим проблемам. Другие, напротив, подчеркивали что искусство есть прежде всего особая форма познания действительности, что она помогает людям глубже и полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное отношение к миру. Третьи выделили субъективное, творческое начало в искусстве рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть прежде всего средство общения между людьми, особая знаковая система и т.п. Все вместе эти определения характеризуют искусство во всей его сущности. Искусство очень много значит для человечества. На протяжении стольких лет никто их искусствоведов не может дать наиболее полное определение искусству, которое могло бы охарактеризовать его сущность и его задачи.
Все виды искусства подобны летописи, но разные поколения понимают эту летопись по-своему. Одни и те же произведения истолковывались по-разному, вызывали чувства и мысли, нередко противоположные. Бывает произведения художника оставались незамеченными, но проходили годы, и оно ослепляло мир. Есть такие художники, которых при жизни признали великими и последующие поколения подтвердили это признание.
Славу «золотого века» фламандского искусства составляли П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Иорданс, А. Ван Дейк и др. они вывели живопись Фландрии на уровень первоклассного мастерства, превратили «голландскую манеру» в объект подражания. Но именно благодаря П.П. Рубенсу фламандская школа приобрела мировое значение. Его собственное творческое наследие громадно: насчитывают не менее 3000 картин и эскизов оставленных мастером.
Широкий диапазон интересов художника проявляется прежде всего в разнообразии тематики его произведений, включающей почти все разрабатывающиеся в его время жанры.
История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии, в борьбе.
В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта который был веками накоплен человечеством в искусстве. Художники то опираются на традиции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понимание явлений действительности.
Эти противоречия характеризуют и 17 век в особенности, в период которого превалирующую роль занимает барокко. Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Зародившись во время разложения феодальных отношений и зарождения капиталистических барокко отражает всю сложность этой эпохи. Проявляются и создаются большие национальные художественные школы. Происходит синтез искусств. Появляются новые виды жанров, которые как никогда, включая и эпоху Возрождения не отражали так действительность как сейчас. Для барокко характерно превалирование чувств над разумом, экспрессия, изображая сцены мучений художник прославил мужество главного героя, прославлял его триумфы.
Для барокко характерен не полный разрыв связей с Ренессансом. Например в период барокко одно из главных мест занимают библейские и мифологические сюжеты, но они уже выражали другие идеи и цели. Именно в 17 веке мифология, как жанр в период барокко достигает своего наивысшего расцвета. Через сюжеты из мифологии и Библии художник в иносказательной форме выражает своим мысли и идеи, касающиеся мировоззрения.
Именно в 17 веке мифы являются выразителями нового этапа искусства. В создавшейся ситуации, когда ярко выражаются противоречия между старыми, феодальными и новыми капиталистическими отношениями мифологические и библейские сюжеты стали «проводниками» новых идей. Библейские сюжеты не несут в себе той сущности, которую они воспевали в период Возрождения. Сейчас они воспитывают человека цельного, ставившего на первое место долг, честь, а потом свои желания. С помощью мифа художники высмеивали пороки и отрицательные черты существовавшего строя. Культовые сооружения, выполненные в стиле барокко только функционально остаются культовыми, художественно-эстетическое же значение становится в них определяющим.
Также существование мифологических сюжетов в том виде в каком они существовали в 17 веке уникально, так как именно в этот короткий отрезок времени существует тесная связь мифологических сюжетов с историей, которые положили начало нового периода в нашей культуре.
Целью своей работы я поставила проследить сущность библейских и мифологических сюжетов стиля барокко на основе творчества одного из его представителей – Петера Пауля Рубенса.
Задачи работы:
1. Рассмотреть доступные источники и основные монографические исследования посвященные данной проблеме.
2. Раскрыть предпосылки и сущность стиля барокко. Показать влияние социально-экономической и политической обстановки на формирование личности П.П. Рубенса.
3. Дать характеристику личности П.П. Рубенса.
4. Рассказать о произведениях П.П. Рубенса, написанных на мифологические сюжеты. Дать их идейную характеристику.
5. Дать характеристику картинам, написанным на библейские сюжеты. Рассказать о сущности библейской легенды. Дать искусствоведческую точку зрения на эти сюжеты и создание таких картин.
Следуя целям и задачам работа была разбита на 3 главы.
Первая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассказывается об одном из представителей стиля барокко, фламандском живописце Петере Пауле Рубенсе. В основном делается акцент на те стороны жизни художника, которые связаны в первую очередь с искусством так как для нас он ценен прежде всего как художник. Второй параграф посвящен вопросам непосредственно связанным со стилем барокко. Показаны исторические условия в которых появляется этот стиль, его сущность, какие основные идеи он впитал в себя, основные его жанры.
Вторая глава посвящена произведениям П.П. Рубенса, которые были написаны на мифологические сюжеты. В работе дается прежде всего суть самого мифа и потом раскрывается те идеи, которые художник хотел выразить через эти произведения.
В третьей главе охарактеризованы наиболее известные произведения на библейские сюжеты. В них также дается описание самого библейского сюжета и их искусствоведческие значение.
Необходимо также отметить, что тема данной работы находится на стыке исторических и культурологических проблем.
П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в 18 веке его имя значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы.
Первая половина XIX века становится для литературы о П.П. Рубенсе порой утрат и открытий.
Что же касается источников, то прежде всего хочется отметить то, что в Западных странах, особенно в Бельгии, созданы общества поклонников Рубенса, которые непосредственно занимаются исследованием творчества художника, изучением источников, особенно личных писем, изучением его живописного мастерства. Несомненно они издали свои исследовательские работы, но для нас они не доступны за очень редки исключением. У нас в стране, несмотря на то, что работы Рубенса покупались на протяжении почти двух веков, его творчество с исследовательской точки зрения было изучено недостаточно. Прежде всего отдавалось предпочтение титанам Возрождения, в то время как мастерам других стилистических эпох отводилась второстепенная роль. Также начиная со второй половины 19 века в период утверждения передвижников в изобразительном искусстве значительно больше внимания уделялось голландскому искусству, творчеству Рембрандта и, малых голландцев и в меньшей степени интересовались Рубенсом и фламандцами. Искусствоведов 19-20 веков больше всего прельщали реалистически настроенные художники, так как считалось что барокко является лишь декоративным оформлением и его помпезность и пышность – проявления только внимание не могут выявить реальный мир и его проблемы и противоречия. Эта направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время. А если вспомнить, что на протяжении долгих лет на наших художественных выставках не появлялись картины, изображавшие обнаженную натуру, то можно менее понять, почему творчество Рубенса было в какой-то мере на периферии искусствоведческих интересов того времени. Одной из первых исследовательских работ творчества Рубенса является монография Фромантена Э. «Старые мастера». Несмотря на то, что эта работа была издана в 1876 году, она не теряет своей актуальности и сейчас в начале XXI века.