Смекни!
smekni.com

Последний приют поэта (о Лермонтове) (стр. 32 из 33)

В связи со 150-летием со дня рождения поэта имя Лермонтова было присвоено Пятигорскому институту иностранных языков, курортной библиотеке, лучшей бригаде коммунистического труда, лучшей пионерской дружине города.

Так проведено было в Пятигорске чествование памяти Лермонтова, превратившееся во всенародный праздник. «Домику Лермонтова» в этом празднестве была отведена главная роль. Последний приют поэта, окруженный народной любовью, навсегда сохранится живой памятью о гениальном сыне русского народа Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

27 июля 1967 года «Домик» предстал перед посетителями преображенный: и снаружи он выглядел таким, каким, по нашему представлению, был при жизни Лермонтова.

Удивительно изменился облик «Домика» теперь, когда не железо, как это было долгие годы, а камыш покрыл его крышу.

Нелегко, точнее сказать, трудно было осуществить давнюю мечту о камышовой крыше. Где сейчас можно увидеть хаты, покрытые камышом? Ну, положим, нашли. Но так ли крыли крыши в начале XIX века, как делали это много позднее? Коллективу сотрудников музея с привлеченными к реорганизации «Домика» специалистами хотелось, чтобы выглядел «Домик» совсем как флигелек 1841 года. Пришлось побывать в хранилищах столичных музеев и посмотреть старинные гравюры, рисунки, картины.

В 30-х годах прошлого столетия, когда строился «Домик», покрыть его камышом было просто. Привезли нарезанный на берегу Подкумка камыш, позвали мастера – специалиста по камышовым крышам. И все! А теперь? Предварительный сбор материала, командировки, бесконечные совещания. И кто только не был приглашен для советов! Архитекторы? Непременно. Строители? Обязательно. Пожарники? И они тоже.

Работники научных организаций Москвы, Ленинграда, местных учреждений других городов, заводов, – все приняли участие. Левокумский камышитовый завод дал камыш, а Днепропетровский лакокрасочный завод снабдил огнезащитной краской, с использованием которой для легковоспламеняющегося камыша не страшен огонь.

Да, в 30-х годах прошлого столетия было нетрудно покрыть крышу камышом, но тогда это был флигель Чиляева, теперь же это «Домик» Лермонтова, «великий Домик», как назвал его И. Андроников.

«Все здесь тревожит и волнует»... – строка из книги отзывов музея.

А как же может не тревожить и не волновать этот последний приют поэта, когда все в нем – и внешний вид, и внутренняя обстановка – переносит в те дни, когда здесь жил Михаил Юрьевич.

Вы выходите из «Домика» с таким чувством, как будто побывали у близкого, дорогого друга, в чью смерть не верите. Да ее и нет для великих людей, для гения Лермонтова.

XXIII

Знаменателен в жизни «Домика» 1973 год, когда вышло постановление об образовании Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в городе Пятигорске. В этом заповеднике «Домику» отведен весь квартал, в котором он расположен, и все лермонтовские места Пятигорска, Кисловодска и Железноводска.

«Принятие этого решения, – писала газета «Кавказская здравница», – продиктовано возрастанием историко-литературного значения лермонтовских мест, интересом к ним многих тысяч любителей поэзии, необходимостью сберечь эти места для потомков. Теперь есть возможность реставрировать мемориальные места на научной основе, в соответствии со временем Лермонтова».

«Домику» уже возвращен его первоначальный облик. Теперь стояла задача: воссоздать Лермонтовский квартал таким, каким он был при жизни поэта. Коллективу музея предстояло проделать работу по сбору необходимых материалов.

Тротуары и фонари, скамейки на зеленых площадках, дверные ручки и замки в домах, – все должно выглядеть таким, как было в 40-х годах прошлого века.

Когда-то поэт И.А. Белоусов мечтал о том, чтобы в «Домике Лермонтова» был создан маленький музей». В 1973 году в «Домике» побывали 197 тысяч посетителей изо всех республик, краев и областей СССР, из многих зарубежных стран.

В 1929 году. «Курортная газета» с восторгом сообщала, что за один день в «Домике Лермонтова» в Пятигорске побывало сто человек. В те дни это было событие. А если, как в последние годы, каждый день тысяча и более? А если через четыре комнаты флигеля прошло около пяти миллионов?

И в третий раз за почти полуторастолетнюю жизнь «Домика» встал вопрос о его спасении. Как же сберечь его? Что сделать для продления жизни музея? Прежде всего пришлось ограничить его посещение.

Трудно и обидно это делать, но другого выхода нет, – говорит П.Е. Селегей. – И так в какой-то мере нарушается установленная для него норма – 150 тысяч посетителей в год. А если не отказывать? Тогда не 200 тысяч, а 300, может быть и больше, прошли бы через него. Но тогда... не разнесут ли его в пыль, как встревожено говорили еще на заседании юбилейной Лермонтовской сессии в Институте русской литературы в 1939 году?

Другая мера спасения «Домика» – строгий режим: только пятнадцать посетителей впускают в «Домик» одновременно. В помещении объяснений не дают, это ранее, перед входом в дом.

В «Домике» тихо. Тишина соответствует настроению посетителей и скромной обстановке последнего приюта поэта.

Записи... записи... Горы книг с отзывами. Все они проникнуты любовью к Лермонтову, благодарностью сотрудникам за сохранение жилища поэта, за его бережное хранение.

А в саду две стройные красавицы-березы, дар горячей поклонницы поэзии Лермонтова. Лет десять назад она прислала крохотные березки-саженцы. Они принялись, выросли и сейчас украшают лермонтовскую усадьбу.

Поистине велик этот маленький флигелек. И потому, что он есть, что он жив, Пятигорск становится центром советского лермонтоведения. Когда-то даже не упоминавшийся при проведении торжеств, посвященных памяти поэта, теперь Пятигорск – место научных лермонтовских конференций, лермонтовских праздников поэзии.

В дни памяти Лермонтова сюда съезжаются лермонтоведы, видные писатели, деятели культуры из многих, многих городов и стран. Но главное в этих торжествах даже не то, что на них стекается масса народа, а та атмосфера теплоты и сердечности, которая создается одной общей заботой и мыслью: достойно почтить память любимого поэта.

Заведование «Домиком»

1. Г.И. Раев – хранитель музея – 1912-1914 гг.

2. Д.М. Павлов – попечитель музея – с конца 1915 г. по июнь 1916 г.

3. Л.В. Орлов – заведующий музеем – 1919 г.

4. А.Л. Казинцев – заведующий «Домиком» по совместительству – 1920-1921 гг.

5. В.П. Шереметов – директор музея – с 19220по 12 окт. 1923 г.

6. В.И. Егоров – директор музея – с 12 окт. 1923 г. по 17 янв. 1924 г.

7. Кажмер – директор музея – с 17 янв. 1924 г. по 13 февр. 1925 г.

8. Функе – директор музея – с 13 февр. 1925 г. по 12 марта 1926 г.

9. И.М. Тришин – директор музея – с 12 марта 1926 г. по 9 юиля 1926 г.

10. Н.И. Логазидзе – директор музея – с 9 июля 1926 г. по 23 апр. 1931 г.

11. С.Д. Коротков – директор музея – с 23 апр. 1931 г. по июнь 1936 г.

12. Н.М. Комаров – директор музея – с июня 1936 г. по 1 сент. 1937 г.

13. Е.И. Яковкина – директор музея – с 1 сент. 1937 г. по 1 окт. 1951 г.

14. А.И. Гребенкова – директор музея – с 1 окт. 1951 г. по 1 июля 1968 г.

15. П.Е. Селегей – директор музея – с 1 июля 1968 г.

ЛИТЕРАТУРА

- Арнольди А.И. ЛЕРМОНТОВ В ПЯТИГОРСКЕ в 1841 г. – в кн. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО. т. 58. М., 1952.

- Архив АН СССР, ф. 9. «Дело о приобретении «Домика Лермонтова» в Пятигорске».

- Белоусов И.А. ДОРОГИЕ МЕСТА. М., 1918.

- Богословский В.С. ПЯТИГОРСКИЕ И С НИМИ СМЕЖНЫЕ ВОДЫ. М., 1886.

- Висковатов П.А. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. М., 1891.

- Егоров В.И. ВОСПОМИНАНИЯ. Рукопись.

- Из записок Николая Ивановича Лорера. – «Русский архив», 1874, т.2.

- ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Лонгинов М.И. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. – «РУССКАЯ СТАРИНА», 1873, т. 7, кн. 3.

- Мануйлов В.А. ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Л., 1964.

- Мартьянов П.К. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ ПОЭТА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. – «Исторический вестник», 1892, т. 2 – 4.

- Мельницкий В. ПЕРЕЕЗДЫ ПО РОССИИ В 1852 г. – «Современник», 1853, №8.

- Н.Н. ВОСПОМИНАНИЯ О ЗАКАВКАЗСКОМ ПОХОДЕ. – «Военный сборник», 1860, №1.

- Некрасова Е.С. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. – «Русская старина», 1888, т. 5.

- НОВОНАЙДЕННОЕ ПИСЬМО О ДУЭЛИ И СМЕРТИ ЛЕРМОНТОВА. Сообщение А. Михайловой. – в кн.: ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО. Т. 58. М., 1952 (См. письма П.Т. Полеводина).

- Орджоникидзевское краевое архивное управление. № 3991. «Дело о погребении Лермонтова». Архивная копия.

- ПЕНЗЕНСКИЙ СБОРНИК. Пензенское кн. изд-во, I960.

- Ракович Д.В. ТЕНГИНСКИЙ ПОЛК НА КАВКАЗЕ. Тифлис, 1900.

- Святловский В.В. КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. Екатеринослав, 1898.

- Семенов Л.П. МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, М., 1915.

- Туровский Н.Ф. ДНЕВНИК ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ В 1841 г. «Русская старина», 1913, т. 7-9.

- Тюленев И.В. ЧЕРЕЗ ТРИ ВОЙНЫ. М., I960.

- Щеголев П.Е. КНИГА О ЛЕРМОНТОВЕ, т. 2, Л., 1929.


[1] Названия улиц здесь и далее соответствует 1982 г.

[2] При реставрации этого дома в 1974 году на его стенах под слоем штукатурки были обнаружены листки календаря 1823 года.

[3] Чиляев Василий Иванович (1798-1873) владелец усадьбы, где расположен "Домик", в котором Лермонтов прожил с 14 мая по 15 июля 1841 г.

[4] П.К. Мартьянов (1827-1899), военный писатель.

[5] При реставрации "Домика" в 1964 году обнаружено, что стены его из крепкого букового дерева.

[6] Найтаки – арендатор гостиницы «Ресторация».

[7] Арнольди Александр Иванович (1817-898), сослуживец Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку.

[8] Васильчиков Александр Илларионович (1818-1887), секундант на последней дуэли Лермонтова.

[9] Глебов Михаил Павлович (1818-1847), секундант на дуэли Лермонтова с Мартыновым.

[10]О том, что «сердце поэта не лежало ни к кутежам, ни к азартным картежным играм», имеется более раннее свидетельство товарища Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку графа Васильева.

[11] Этот бумажник Чиляев купил у слуги Лермонтова, затем подарил его Мартьянову. В настоящее время бумажник находится в музее Института русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде.