Смекни!
smekni.com

Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи (стр. 2 из 3)

с Клеопатрой покончили жизнь самоубийством. Египет стал частью Римской империи в 30 г. до н.э.

3.РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

В египетской религии в общей сложности было свыше двух тысяч богов. поэтому рассмотреть их всех в пределах данного реферата невозможно. да и не имеет особого смысла. В своём реферате я выделю лишь основных богов и тех богов. которых необходимо рассмотреть при исследовании данной темы. В основном боги египтян олицетворяли собой различные стихии. силы природы или тесно связаны с основными ремёслами и моментами жизни Древнего Египта.

Основным богом египтян был бог Ра - бог Солнца. Шу. сын Ра. был богом воздуха. Нут - дочь Шу.была богиней неба. Муж Нут - Геб был богом земли. В эпоху Нового царства бог Амон считался царём богов. в последствии он был соединён в одно неделимое двуединое божество с Ра и после этого стал именоваться Амон-Ра. Храм Амона-Ра назывался Карнак.

У Геба и Нут Был сын Осирис. который по религии египтян даровал им вино и хлеб и при этом был владыкой Царства мертвых. В его честь был построен храм Абидос. Богом же мертвых был Анубис. который так же был богом бальзамирования.

Стены гробниц в основном содержали изображения богов. Считалось. что таким образом умерший будет окружен вниманием богов. что облегчит ему все тяготы Иного мира.

Хатхор хоть и была богиней любви красоты. радости и матерей. она ещё считалась покровительницей мертвых. Её храм назывался Дендера.

Маат была египетской богиней справедливость и уравновешенность. а также олицетворяла собой гармонию.

Большинство богов имело свои собственные храмы разбросанные по всей стране. куда простым египтянам не было доступа. поэтому в жилищах простолюдинов поклонялись поклонялись в основном богу Бесу. охраняющему дома простых людей и оберегающему детей. и богине Тауэрт. которая считалась святой покровительницей беременных женщин и новорожденных детей.

4.СМЕРТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ И ЖИВОПИСИ.

По религии древних египтян смерть для человека являлась переходом к иной, лучшей жизни в Ином мире, то есть человек реализует себя полностью лишь после смерти.

Считалось, что у любого человека есть три души - ка, ба, ах, а сохранять тела умерших необходимо для того, чтобы все три души жили вечно. В додинастическую эпоху тела умерших просто хоронили в неглубоких ямах в песке, где они быстро высыхали и хорошо сохранялись от разложения. В период Раннего царства начинается строительство храмов. В этот период самым значительным и преобладающим был культ бога солнца - Ра, поэтому именно храмы Ра были первыми крупными храмами Древнего Египта.

В период Раннего царства царей и вельмож хоронили в облицованных каменными плитами подземных камерах. но при таком способе погребения тела довольно быстро разлагались и поэтому требовался какой-нибудь особый способ захоронения. Египтяне со временем находили все более совершенные методы сохранения мертвого человеческого тела. И к началу эпохи Нового царства египтяне в совершенстве освоили методику бальзамирования, которая позволяла сохранять человеческое тело от разложения на очень большие периоды времени. Эта методика была весьма дорогостоящей, поэтому она применялась лишь при погребении царей и богачей. После прочтения особых молитв терялись последние надежды вернуть человека к жизни и начиналась подготовка к весьма сложному по своей структуре ритуалу основные моменты которого держались в большом секрете - бальзамированию.

Так как секреты бальзамирования передавались от отца к сыну, представители династии бальзамировщиков являлись весьма знаменитыми и значимыми людьми и играли весьма важную роль в жизни Древнего Египта.

Сначала тело обмывали и проводили над ним обряд очищения в специальном покое ибу. После этого очищения тело попадало к мастерам-бальзамировщикам в мастерскую уабет, где из тела извлекались внутренние органы, затем тело помещалось в натрон - соль, специально предназначенную для высушивания тканей. По истечении нескольких дней внутренние полости высушенного тела заполнялись льном, смолой и натроном. Затем тело покрывалось слоями свивальных ленточных покровов между которыми укладывались драгоценности и различные амулеты, которые по поверьям египтян помогут умершему в Ином мире. После этой процедуры главный бальзамировщик, носивший маску бога мертвых и бальзамирования - Анубиса, помещал на голову умершего маску-портрет, а после этого тело помещалось в заранее подготовленный саркофаг.

Ритуал мумификации являлся неотъемлемой частью культуры Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные подробные изображения этого процесса на стенах священных помещений, разбросанных по всей территории Египта и в которые входить простому смертному было запрещено. Что лишний раз подтверждало серьёзное отношение древних египтян к смерти и загробному миру.

Саркофаги - древние гробы, имеющие форму прямоугольника. Начиная периодом Древнего царства и далее саркофаги покрывались рядами иероглифов и различными небольшими рисунками, имеющими какое-либо магическое значение, например на крышках антропоидных (повторяющих форму человеческого тела) гробов обычно вырезалось и раскрашивалось рельефное изображение человеческого лица, рук, держащих различные амулеты.

На поверхности саркофага практически всегда изображали таких богов, как Гор, Маат, Осирис, надеясь таким образом привлечь к данному умершему особое внимание столь важных богов.

Изобразительное искусство в области религии считалось не шуточным делом и поэтому к нему допускались лишь истинные мастера своего дела.

Имели место даже так называемые династии профессиональных художников. Это объяснялось тем, что по египетской религии умерший может принимать участие в изображенных событиях т.е. если на стене гробницы изображен праздник, то умершему в загробном мире будет радостно и весело, если изображено пиршество, то умерший не будет страдать от голода и т.д.

В древнеегипетском изобразительном искусстве было большое количество нюансов: Лицо всегда изображалось в профиль, грудь в фас, ноги в профиль и от этих канонов египетские живописцы никогда не отступали.

В эпоху Среднего царства украшению внешнего вида саркофага придавалось куда большее значение : поверхность богато украшалась золотом и драгоценными камнями. Но саркофаги даже очень богатых людей намного уступали покрытому золотом саркофагу фараонов. Саркофаги Нового царства отличались от прежних тем, что они на подобии матрёшки помещались один в другой, что обеспечивало большую сохранность мумии нежели раньше.

Ритуал погребения в Древнем Египте был схожим с ритуалом погребения во многих других странах. Саркофаг с телом погружали в специальную ладью, запряжённую несколькими буйволами и везли к гробнице. Тело в последний путь провожала процессия родственников и друзей. Если погребался какой-либо значимый человек, вельможа то процесс погребения не мог проходить без участия профессиональных плакальщиц, жрецов, носильщиков, несущих погребальную утварь умершего. Как правило погребение сопровождалось жертвоприношениями животных. У входа в гробницу жрец совершал церемонию "Открытия уст" и после прочтения последних молитв саркофаг помещался в каменный гроб, после чего дверь в погребальную камеру замуровывалась и опечатывалась.

Однако двери в верхние помещения оставались открытыми для регулярных жертвоприношений и молитв.

Внутренние стены гробницы покрывались особыми текстами, которые вырезались на стенах специальными инструментами, в последствии тексты перенеслись на боковые стенки саркофагов и были переименованы из "текстов пирамид" в "тексты саркофагов".

Облицованные стены усыпальниц также и рисунками религиозного содержания : приём умершего богами. жизнь мёртвого фараона среди богов и т.д. Нередко на внутренних стенах гробниц изображались не только боги и умерший, но и процесс похорон, родственники умершего, плачущие и приносящие жертвоприношения.

Египетские цари после смерти и мумификации помещались в гробницы, которые по своим размерам во много раз превышали гробницы даже очень богатых египтян.

В самом начале правления III династии был создан новый стиль в строительстве гробниц, была построена первая ступенчатая пирамида, ступени которой изображали, по мнению ученых, своеобразную лестницу в небо.

Но конец правления III династии был отмечен возникновением культа бога солнца Ра, что серьёзно повлияло на внешний вид пирамид. Их ступени были заменены ровными прямыми склонами, изображающими застывший поток солнечных лучей по которому фараон должен подняться в небо.

Очень многие пирамиды имели свои характерные особенности, например пирамида царя Сахура в Абусире отличалась не только тем, что рядом с ней построена гробница для царицы, но и поминальный храм в котором велись ежедневные жертвоприношения умершему царю, а фараон Ментухотеп из XI династии выстроил себе уникальный памятник объединяющий в себе поминальный храм и гробницу.

Самая большая пирамида была построена фараоном Хеопсом (IV династия) в Гизе её высота 146 метров.

Она является одним из чудес света.

Особое внимание необходимо уделить такому важному месту, как Долина царей.

В период Нового царства фараонов погребали не в пирамидах, а в специальных гробницах которые были высечены в толще скал, находящихся в двух пустынных ущельях на западном берегу Нила, неподалеку от Фив (в Долине царей и Долине цариц). Благодаря тому, что снаружи усыпальницы практически незаметны и тому, что об их существовании знали лишь единицы избранных, они в меньшей степени подверглись разграблению.

Отсутствие внешнего украшения гробниц с лихвой компенсировалось очень великолепным внутренним видом: стены и колоны поражали своими росписями, изображениями богов, золотыми вставками в стенах. Технология изготовления красок к тому времени достаточно высокого уровня, поэтому изображения были гораздо красивее, чем ранее: краски стали более яркими, дольше не тускнели.