Декабристы всегда боролись с подражанием заграничному, стремлением вверить воспитание детей иностранцам. Они утверждали, что учитель, который призван воспитывать патриотизм, любовь к народу, должен ненавидеть «пустое иноземное влияние», которое приводит к духовному порабощению, к забвению своей национальной гордости. Они называли истинным такое воспитание, которое прививает сознание высокого долга перед родиной, ставит общественные обязанности выше личной выгоды. Они стояли за общеобразовательную школу и обращали большое внимание на политическое воспитание в ней. В школах, находящихся под влиянием тайных обществ, нелегально или полулегально осуществлялось патриотическое и политическое воспитание в процессе преподавания родного языка, истории, географии, математики, естествознания.
Декабристы, пропагандируя прогрессивные взгляды на образование и просвещение, критиковали современное им образование с политических позиций. Они уверенно заявляли, что царское правительство не может дать народу общего образования и умственного развития. Царизму необходимо безусловное повиновение, которое не уживается с образованием.
Для того, чтобы человек мог стать равноправным членом общества, он, по мнению декабристов, должен получить умственное образование в детстве.
Основным источником знаний каждого человека являются самостоятельные наблюдения и «осмысления» юного учащегося.
«Искусное преподавание» должно возбудить самостоятельное мышление ученика: учитель направляет внимание ученика на близкие и понятные ему предметы. С этой целью должно вводиться в школах наглядное преподавание, которое стимулирует и развивает самостоятельную умственную деятельность ученика, его понимание материала.
Обучение осмысленное, связанное с практикой, нужное для общественных патриотических дел, обучение воспитывающее – такие основные положения педагогики декабристов в отношении к общеобразовательной школе.
Декабристы считали, что общеобразовательная школа, воспитывающая граждан – патриотов, должна иметь центральными предметами изучения историю, математику и родной язык, его грамматику и русскую литературу. Богатства русского языка много дают для развития патриотического чувства и обогащения ума. Н.И.Кутузов, член Союза Благоденствия, писал: «Язык заключает в себе все то, что соединяет человека с обществом: самые малейшие его оттенки сильно говорят сердцу патриота и чужды рабу иноземного. Язык сближает чувства людей, совокупляет понятия воедино, рождает благородное соревнование, дает силы. Народы для знаменитости и могущества должны заботиться о господстве языка природного…Незнание богатства языка своего и пренебрежение оным есть знак самого грубого невежества».1
Большое значение в общем образовании декабристы придавали истории, видя в ней средство гражданского, политического воспитания. От истории, переоценивая иногда ее возможности, они ожидали не только объяснения прошлого и установления исторических закономерностей, но и абсолютно непогрешимых советов по злободневным политическим вопросам. История стала любимой наукой революционной молодежи 20 –х гг., искавшей в прошлом уроков для настоящего, образцов будущего общественного переустройства. Правда, среди декабристов были и такие (М.С.Лунин, А.В.Поджио и др.), которые считали, что прошлое не является им указом, что познание настоящего полезнее опытов прошлого. Главное, полагали декабристы, - это изучение своей отечественной истории, помогающей пробудить у молодежи чувство национальной гордости и революционного сознания. Русская история свидетельствует о большом свободолюбии народа, о его борьбе за национальную независимость.
В.Ф.Раевский в своих исторических высказываниях и на уроках в школе юнкеров противопоставлял насаждаемому царизмом идеалу «верноподданного» идеал гражданина, который был присущ Великому Новгороду в прошлые времена. Обращаясь к истории, он стремился воспитать в своих учениках при ее «посредничестве» высокие гражданские чувства.
Интерес к истории и ее преподаванию был свойствен многим членам тайных обществ дворянских революционеров. Член Союза Благоденствия П.Д.Черевин за свою короткую жизнь (1802 – 1825 гг.) опубликовал ряд исторических работ, среди которых особенный интерес представляет его статья «О преподавании истории детям». В ней отразились декабристские воззрения на задачи исторического образования. «историю справедливо называют наставницей нравственности и политики, -пишет Черевин, - ибо кто учится истории, тот научится обязанностям человека и гражданина».1
К учителям истории Черевин предъявлял особые требования. По его мнению, учитель истории должен быть «нравственно строгим», иметь глубокие знания в своей и в других науках, иметь пламенную душу и обладать красноречием. «Учитель истории…есть проповедник, назидающий гибкий юношеский возраст примерами прошедшего».2
Важным считалось и преподавание математики – «науки, имеющей огромное развивающее и практическое значение», как говорили сами декабристы.
По убеждению декабристов, социальному преобразованию России должно способствовать духовное, нравственное, эстетическое «приуготовление» тех, кому предстояло осуществить это преобразование или способствовать ему. Важнейшая роль предоставлялась здесь искусству.
Профессор Царскосельского лицея П.Е.Георгиевский в своих лекциях обращал внимание слушателей на «примечательную» закономерность, проявившуюся в истории художественной культуры. Эта закономерность состоит в том, что только демократически управляющиеся государства «оставили всему свету редкие образцы поэзии и красноречия». Дважды «из недр вольности» (господствовавшей сначала в республиканской Греции, а затем в Риме) «распространялся по лицу земному свет изящного искусства». В новое время соответствующие условия возникли во Франции, где «некоторые из революционеров довольно отличались на сем поприще». Вместе с утратой свободы исчезает и искусство красноречия: ведь там, где «единая или несколько особ управляли государством, а прочие…слепо повиновались», там, где слушатели «бывали принуждаемы, а не уверяемы», там не требовалось ни таланта, ни мастерства, ни вдохновения.1
В русле передовых идей декабризма лежит также эстетический трактат А.Мещерского, опубликованный в 1825 году. Как известно, идеологи декабристского движения с целью пропаганды своих нравственных и социальных идеалов весьма часто обращались к примерам гражданского мужества, проявленного героями древних республик в борьбе против тирании. Подобно им и Мещерский обратился к античности, чтобы изложить представления о тех «благоприятных обстоятельствах», благодаря которым художник обладал «нравственной независимостью» и «свободным поприщем» для своей деятельности и как «самобытный член нации» принимал «видимое участие в делах общественных». Независимость личности художника, творческая его свобода и активное участие в политической жизни дополняются в этом идеальном представлении требованием – обеспечить каждому члену общества возможность «действовать явно», без цензурного и полицейского надзора. Наконец, как на важнейший фактор, спсобствующий расцвету поэзии, Мещерский указал на то обстоятельство, что в древних республиках поэты, подобно трибунам, искали не внимания меценатов, но «голосов и похвалы народной».
Высказывания самих декабристов, не предназначавшиеся для печати, были более откровенными и определенными. Особый интерес здесь представляет письмо С.И.Муравьева – Апостола, написанное им за месяц до декабрьских событий 1825 года. В эпоху, предшествовавшую революционному обновлению общества, пишет Муравьев, умы, освобождающиеся от оков, устремляются «к мыслям, открывающим горизонты более широкие…сердца к чувствам более благородным и деятельным», люди узнают счастье высокого назначения человека. В такое время возникает особенная по характеру поэзия. Преимущества этой поэзии не в талантах (таланты могут быть равноценными), но в мужественности и действенности. Подобное движение, заключает Муравьев, «должно было в наши дни породить Байронов и Муров».1
Таким образом, в суждениях декабристов, в отличие от просветителей начала XIX века, выдвигается идея о том, что для искусства благотворна сама атмосфера борьбы за демократические свободы и революционное преобразование общества.
Заслуги декабристов, подтвердивших справедливость просветительского учения о гражданском призвании и статусе художника и развивших наиболее плодотворные положения их предшественников, следует оценить тем выше, что они сделали это в те годы, когда все большее распространение и все большую власть приобретала концепция гения.
Согласно такой концепции, гений – это «бессознательное орудие» творящей через него божественной силы, которая в те редкие мгновения, когда она им владеет, возносит его над пошлой действительностью и открывает ему бесконечное. Гениальный художник поэтому стоит над суетливой и преходящей современностью. И если «в мире горе, война, пожар, стенания, кровь», он не обращает на это внимания, он отрекается от мира, чтобы продолжать творить, он становится птицей в клетке, но, в отличии от нее, он рад своей несвободе.
Декабристы считали, что гений – это такой человек, в котором с особой силой проявились лучшие гражданские свойства. Постигая нужды и надежды своего народа, предугадывая и торопя неостановимый ход общественно – исторического прогресса, он поднимается до предвидения желаемого и возможного будущего.