Смекни!
smekni.com

Римский театр (стр. 2 из 2)

проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания-

ми,а добрыми советами.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-

ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен-

ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к

их общему первоисточнику-Менандру.

Теренций может быть назван предшественником новой европейской

драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес-

тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор-

честве Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в

XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид-

ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской

драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию

образцовой.

Римский театр императорской эпохи.

В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и

победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал

Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя-

щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и

всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-

родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в

ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти

стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских

поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".

Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-

тельное искусство,основой которого являются мудрость.Поэт,с од-

ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так как он

выступает как воспитатель и наставник граждан.С другой-его ис-

кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно шлифо-

вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.

Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный

жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час-

то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-

ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-

лась при преемниках Августа.

Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре-

пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в

упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то только в

виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам пока-

зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали

костюмы и маски,как для выступления в трагедии,однако их роль

сводилась в основном к пению,так как актерские арии составляли

главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са-

мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть

до последних дней ее существования.

Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас

не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.

Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-

мя занимал при нем высшие должности в государстве,но затем был

обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по-

кончил с собой,вскрыв себе вены.

Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-

шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно

высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи-

сал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По

своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес-

ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-

ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со-

циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую

направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и угрозами

кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над каждым,определи-

ла разработку тем.

Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстя-

ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих героя к гибе-

ли,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состоя-

ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.

Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все зако-

ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-

ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже не оста-

навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.

Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет ка-

кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах

Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых прес-

туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-

ферой жестоких репрессий.

До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге-

дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для чтения,но не для

постановки:трагедии лишены динамики,некоторые сцены технически

невозможно исполнить.

Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-

гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи Возрожде-

ния начали свое знакомство с античной трагедией.В XIV-XVII вв.

драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис-

кусству трагичного-мастерскому изображению страсти,напряженности

диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии,Кор-

нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-

ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.

Организация театральных представлений.

Представления устраивались в Риме во время различных государ-

ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг-

рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны и Минервы;на

празднике плебеев-Плебейских играх,происходивших в ноябре;на

Аполлоновых играх-в июле.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере-

дины I в. до н.э.;сооружению его противился консервативный

сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный

помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-

щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры подни-

мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В

комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы-

ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и действие развертыва-

лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но

иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат-

рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком из-

неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома-

лось сразу же после их окончания.

Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-

ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-

теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-

нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-

ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп-

ренером,который по договоренности с властями организовывал теат-

ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все жен-

ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.

Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в

III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих жанрах

довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от греков,рим-

ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и

раньше,но лишь в особых случаях-когда надо было,например,обыг-

рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби-

тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво-

го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-

жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-

ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен-

ных театра:театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих

сохранились остатки наружной стены,разделенной на три этажа,что

соответствует трем внутренним ярусам.