...веселый, громкий хохот
Часто был его шагов предтечей;
Меткий ум сверкал в его рассказе;
Быстродвижные черты лица
Изменялись непрерывно; губы
И в молчаньи, жизненным движеньем
Обличали вечную кипучесть
Зоркой мысли. Часто едкой злостью
Острие играющего слова
Оправлял он; но в этой злости -
Благородство творческой души,
Мучимой, тревожной, язвимой
Низкими явленьями сей жизни...
Это стихотворение опубликованное в 1857 году, описывает со слов очевидца события второй половины 20-х - начала 30-х годов.
Интересно и важно сопоставить различные этапы жизни образа Пушкина в культурной памяти. Это поможет понять, чем были вызваны нападки на поэта в последние годы его жизни, почему размежевались суждения о нем после трагической гибели, отчего на разных витках истории культуры порой ставилось под сомнение само право Пушкина влиять на духовную жизнь потомков.
В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа.[9] Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.
“...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в “литературное наследие”[10] По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они “идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим”[11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б. С. Мейлах. Сквозь магический кристалл. М., Высшая школа. 1990.
2. А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М., Л., 1951
3. Лихачев Д. С. Слово о Пушкине. 1987.
4. Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени. М., Л., 1984
5. Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? Таллинн. 1987.
6. Благой Д. Пушкин и русская литература. М., Л., 1941.
7. Пушкин. Полное собрание сочинений.
[1] Лихачев Д. С. Слово о Пушкине // Театральная жизнь. 1987. № 2. С. 2
[2] Тарковский А. Язык поэзии и поэзия языка // Лит. газ. 1967. 2 авг.
[3] Воспоминания П. А. Катенина о Пушкине // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16-18. С. 642.
[4] Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени // Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-исторические исследования. Л., 1984. С. 173.
[5] Цит. по: А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М.№ Л., 1051. С. 33.
[6] Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: (В 13 т.) М., 1954. Т. 5. С. 12
[7] Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. Мекк. М., Л., 1935. Т. 1. С. 57.
[8] Марков М. Мечты и были. Сиб. 1838.
[9] См.: Гальцева Р., Роднянская И. В подлунном мире. С. 132-152.
[10]Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? // Таллинн. 1987. № 1. С. 64.
[11] Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? // Таллинн. 1987. № 1. С. 64