Я однаждыпроводилспециализированныйопрос в гуманитарныхклассах школы(было это двагода назад,меня мама, котораяработает вшколе попросила)на тему того,с чем же у детейассоциируетсяРоссия. Формаответа быласочинениемв один лист. Ибольшинствоучеников всвоих ответахуказала нахрамы, - на великолепиеих архитектуры,и еще колокольныйзвон. Если менябы спросилина счет ассоциаций,то ответил быточно также.Это и не удивительно.Во всех школьныхучебниках, набольшинствепатриотическихплакатов уженашей современнойреальностиизображенызлатые главыхрамов. Этомувообще-тоспособствовалаи политикасовременнойвласти, но ито, что даже вСоветское времястариннаярусская архитектуране потеряласвоей популярности.Славу ее несмог стеретьдаже ленинскийдух воинствующегоатеизма периода20-30х годов нашегобурного двадцатоговека.
А теперь,после лирическогоотступления,давайте представимсебе ту ситуацию,когда в семнадцатомвеке, кромевеличественныххрамов, монументальныхпостроек гражданскогохарактера, датаких великолепныхпо исполнению,совсем не много.Можно сказать,что даже слишкоммало. Вот иполучается,что большевсего иностранцам,приехавшимна Московиюв семнадцатомвеке большевсего запомнилисьзлатые куполахрамов, их оченьбогатое внутреннееубранство, иобряды.
Представимсебя на местеиностранца,который приехална Русь в серединесемнадцатоговека. Он ехалпо бескрайнимпросторам землирусской, а еслиехал зимой, тоехав по полямон не мог увидетьконца белоснежнойпустыни. И вот,где-то в далиблеснуло что-тоярко. Показалсякупол храма.Стены еле заметнына ослепляющембелом снегу.И, уж подъезжаяближе, он увиделчернеющиепоодаль отхрама бревенчатые,низкие и неказистыеизбушки, и сараи.
И вот,услышал иностранныйгость звук,знакомый, ноне такой низкий,как в Европе,а звонкий, громкий,звон несколькихколоколов –набат. Он дажеиз своей кибиткисмог услышатьпение хора, иразглядетьнебольшуюгруппу местныхжителей, идущуюк храму с иконамии хоругвями.Был Сочельник,но иностранецне мог понятьпо какому поводупраздник, таккак в большинствеевропейскихстран крестныеходы уж давноне практикуются,и Рождествоу них двадцатьпятого декабря.
И вот,впечатленныйпервой встречейс русской культурой,иностранецуже не отставалот окошка кареты,смотрел надивную Московию.
Вот каретана санях промчаламимо большогосела, и сталавъезжать вгород.
«А чтоэто за странныйдом ?», - подумалгость, глядяна проплывавшийв окне княжескийтерем. Дом этотстоял поодальот других, былчрезмерно высоки был деревянным.Он имел богатыеукрашения накарнизах, воротах,имел высокуюлестницу иочень богатуюшатрового вида,высокую теремнуюкрышу.
Гостьпосмотрел вокно с другойстороны, и увиделнесколькихмужчин. Онибыли одеты вдлинные шубы,рукавицы ишапки, подпоясаныкушаком, и уних были усыи борода лопатой.Они шли околосаней и что-тообсуждали.Потом, заприметивзакрытые посольскиесани, всталии поклонились.Карета помчаладальше по бескрайнимрусским просторам…
Прибывв стольный градМоскву, посолвышел из крытыхсаней и первое,что он увидел,были высокиекаменные здания,с высоким крыльцом.Он увидел людейв седле (те такжебыли теплоодеты) и стражу,которая былав длинных кафтанах,и с алебардаминаперевес.Часть из нихстояли с ружьями.Зайдя внутрьодного из зданий,он вдруг былослеплен золотымблеском и яркойросписью княжескихпалат. Его встретилодин из княжескихпосланникови проводил взалу. Зала былапоистине оченьогромной. Вошедши,посол увиделинтереснуюкартину. Налавках сиделомножествонароду, все онибыли в длиннополыходеждах, и носиливысокие шапки,усы и роскошныебороды. В залевсе блисталозолотом. Околопротивоположнойстены стоялтрон и на нем,в отделанныхзлатом и камнямидрагоценнымисидел царьМосковии. Вруках он держалкакие-то вещи.Приблизившиськ центру залы,посол увидел,что в рукахбыли скипетри держава. Рядомс послом стоялтолмач. Переводчикбыл одет в чернуюрясу и носилчерный головнойубор. Посолзачитал грамоту,и к нему подошелодин из князей.Поднесли подарки.Боярин взялграмоту и положилв ларец, отделанныйаметистом.Прием продолжилсяобедом. Столломился отявств. Посолдивился такойроскоши. Он былудивлен, чтовсе бояре дажев отапливаемомпомещениисидели в кафтанахи шапках. Некоторыесидели на лавкахвдоль стен иносили шубымехом наружу.
«Роскошькак у китайскогоимператораво дворце. Нокогда я был вКитае, стол былне столь разнообразен.А вот апартаментымне были выделеныв Китае лучше.Никак не могузабыть красивыйсад с прудом,где по вечерампел соловей…»,- думал гость.
Дивилсяпосол и тому,сколько пьютогненной водырусские люди.«Сей напитокпо вкусу толькорусскому. Онвызывает неприятныеощущения, жжениев глотке. Русскиелюбят мучитьсебя… Мне жепо вкусу мальвазия…»
На следующийдень гость сосвитой и стражейрешил прогулятьсяпо окрестностям,пройти по рынку.
«Роскошьтолько во дворцеи храмах… ВЕвропе и такойроскоши уж нет.У нас в храмахполутьма, убого.А в Московиихрам радуетсердце русского.
Но домаграждан у насвыглядят болееопрятно, чемпокосившиесяизбы в деревне,или неуклюжиесрубы в городе,прирубленныеподчас одинк другому». Дляпосещенияторговой площадивсадники разогналипростонародьеи посол смогосмотретьнекоторые изрядов. Он были на царскоммонетном дворе.Там, встретивцарских ювелиров,он смог заказатьзолотую оправудля зеркала,которую такпросила егожена. В Европетакая оправастоит слишкоммного. А мастерствомосковскихювелиров вполнеможет сравнитьсяс работойбранденбургскихмастеров.
Посолне удивлялсяотношениямв обществе, таккак в германскихкняжествахкрепостноеправо еще долгоне будет отменено.Его глазу былапривычна покорностьместного населениядворянам…
Итак, нашепутешествиев прошлое подошлок концу.
Когдая изучал воспоминанияиностранцево Московии,натолкнулсяна следующуюособенность:абсолютно всеначинали описаниес местности,зданий. Следовательно,сделав экскурсв прошлое мы,находясь наместе посла,составили себепрактическистереотипмыслей о Московиилюбого иностранногогостя высокогоранга. И именнотаковой официальныйстереотип слегкой рукииностранцевживет и в нашемсознании. Этипредставлениясоздают первоначальнуюсумму знанийо традиционнойкультуре русскихлюдей.
«Россияглазами иностранцевв XVI-XVIIвв.»
Выполнил:студент Гуманитарногофакультета881 группы БурмасовИ.А.
Проверила:Агаркова А.Б.
Дата:
Оценка:
Подпись:
Сургут2000 г.