Смекни!
smekni.com

Русская идея в контексте социокультурного развития страны (стр. 1 из 3)

Уральский Государственный

Технический Университет

РЕФЕРАТ

По культурологии

Тема: «Русская идея в контексте

социокультурного развития страны»

Преподаватель Студент группы П-138 И

Акифьева Н.В. Исайкин Владимир

Первоуральск

1999

Содержание

Введение. Что такое «Русская идея» 3

Этапы «самовозрастания» русской идеи 4

Русская идея в XI-XVI веках 5

Россия до Петра Великого 6

Русская идея и петровские преобразования 8

Россия в XIX веке 10

Начало ХХ века в России 12

Страна после революции 16

СССР в 30-40-е годы ХХ века 17

Россия во время перестройки 18

Сущность русской идеи 19

Заключение 20

Список литературы 21

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ «РУССКАЯ ИДЕЯ»

«Русская идея» не имеет ничего общего со стремлением вернуть Россию к старине. Она также ничего не имеет общего с навязыванием в какой-либо форме другим народам собственного нравственного закона. Нельзя «русскую идею» трактовать и как стремление изолировать нашу культуру. Приобщение её к мировой культуре в самых разных её проявлениях всегда было для нас естественным и необходимым.

Имеется широкий спектр представлений о том, что такое Россия и какая ей предначертана судьба на дорогах человеческой истории.

Русского человека (как носителя особого типа социально-духовной культуры) отличает особая открытость по отношению к другим культурам, беспощадность самокритики, стремление к «всечеловеческому единению».

Характер русского народа, осознание им самим собственной своеобразной истории культуры, всего, того, что называется русской идеей.

Сущностные черты русской идеи не были даны заранее, раз и навсегда, а формировались в процессе многовекового творчества народа.

«Русская идея» возникла на собственной почве и обращает русский народ к его истокам. Для неё зарактерно бережное, уважительное отношение к духовно-нравственным началам своего народа к его историческому опыту.

ЭТАПЫ «САМОВОЗРАСТАНИЯ»

РУССКОЙ ИДЕИ

Начало «самовозрастания» русской идеи восходит к XI веку, к истокам национального государства.

Куликовская битва (1380г.) вызвала подъем национального самосознания в XIV-XV веках, а затем и возрождение русской средневековой культуры в XVI веке. Это время отечественной истории знаменуется оформлением идеи единства русского государства.

Следующий, «петербургский этап» в истории России открывается эпохой её модернизации и реформации, начатой Петром Великим. Идея европеизма достигает своего апогея в русском просвещении, центральной темой которого становится освоение науки нового времени, превращение России в современное государство европейского типа. Вторая половина XVIII века отмечена в России утратой влияний господствующего религиозного мировоззрения и падением традиционной культуры .

В 30-40-е годы XIX века начинается новый взлет национального духа, охвативший все основные сферы отечественной культуры.

Двадцатый век, начавшийся для России войнами и революциями, породил ещё один период подъема национальной идеи - русский культурный ренессанс на основе нового синтеза отечественной и европейской мысли.

После Октябрьской революции страна вступает в эпоху реализации социалистической идеи. Её «материализация» сопровождалась отрицанием ряда ценных качеств русской идеи.

В наше время лучшие традиции русской идеи находят широкий отклик в общественном сознании, способствуют поискам путей выхода из духовного кризиса.

РУССКАЯ ИДЕЯ В XI-XVI ВЕКАХ

Впервые периодизация мировой истории , в рамках которой Русь как христианская страна находит свое достойное место, дается в «Слове о законе и благодати» Иллариона Киевского. Переход человечества от язычества к иудаизму, а затем к христианству рисуется как его торжественное шествие на пути к Истине. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы, закон и благодать, Илларион обосновывает христианское видение идеи Бога, согласующееся с кротостью, милосердием, любовью - радостным и свободным ощущением бытия, которому противостоит фатализм и жесткая регламентированность иудаизма. Эти философско-исторические и этические мотивы служат основанием для исторического оптимизма, ожидания великого будущего Русской земли.

Куликовская битва в 1380 году вызвала новый подъем национального сознания русского народа, возродила у русского народа веру в свою силу, в исключительность русского народа, а затем и возрождение русской средневековой культуры в XVI веке.

РОССИЯ ДО ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Это время характеризуется складыванием идеи русского религиозного мессианизма.

Церковь - единственный институт у нас, который существует уже много веков. Церковь определяет самые глубинные отношения людей друг к другу, их систему ценностей.

Рассматривая общественное устройство России в допетровскую эпоху, можно найти многие отличия от Запада. Частная, личная самобытность, основа западного развития была у нас так же мало известна, как и самовластие общественное. Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собственность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью общества.

Общество было самовластным, не могло изобретать для себя законы, потому что не было отделено от других ему подобных обществ, управлявшихся однообразным обычаем. Бесчисленное множество этих маленьких миров, составлявших Россию, было все покрыто сетью церквей, монастырей, жилищ отшельников, откуда распростра­нялись одинаковые понятия об отношениях, общественных и частных. Понятия эти переходили в убеждения, убеждения - в обычай, который заменял закон. Это однообразие обычая и есть одна из причин его крепости.

Вследствие этих крепких, повсеместных и однообразных обычаев любое изменение в общественном строе было невозможно.

Россия не блистала ни художествами, ни учеными изобретателями. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств; в ней собиралось и жило то начало знаний, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам.

Русский народ - народ христианский. В России нашел средство утвердиться дух национального эгоизма, на отрекаясь открыто от религиозного характера. Признается, что русский народ - христианский, кроме того заявляется, что русский народ - христианский народ по преимуществу, то есть что русский народ имеет монополию веры и христианской жизни. Русский народ в своей религиозной жизни возлагается на святых, на старцев. Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость - есть внутренний путь духа.

Русский народ считался народом - мессией. Такое религиозное представление приносит вред национальному сознанию. В идее «русского Христа» в одинаковой мере извращается и образ Христов и русская национальная идея. Увлечений Россией воображаемой мешало рассмотреть как следует Россию действительную и русскую национальную идею; духовный облик России хронически заслонялся фантастической грёзой «народа-богоносца».

РУССКАЯ ИДЕЯ И ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Два века назад в русской жизни произошел перелом, названием которому - петровская реформа. Мнения о последствиях петровской реформы сводятся к следующему: мы утратили свою самобытность и другое - мы отстали от просвещённого Запада. Эти два настроения отразились в споре западников и славянофилов. Одни доказывали, что тип цивилизации на Западе, другие - что наша норма в прошедшем.

Западничество основано в конечном счете на убеждении, что русская культура - это одна из западноевропейских культур, только отставшая от них, вся ее задача сводится к тому, чтобы догнать и перегнать остальные европейские культуры.

С точки зрения славянофильства русская культура - это особая, славянская культура, принципиально отличающаяся от западной. Её цель состоит в развертывании своих самобытных основ, родственных культурам других славянских племен.

Спор западников и славянофилов - две крайности. За века русский народ успел приобрести новые способности, новые возможности для русской земли.

Национальный дух уже проявляется в поэтической литературе. Здесь царит реализм, изображается правда жизни, не исключающая мечты, но с ними не смешиваемая.

Русская наука тоже имеет свои особенности. Русская наука принесла многие западные научные понятия. Наша наука строилась на западной. Русская наука в это время была очень молода, на первых порах состояла почти целиком из чужих точек зрения. Способность усвоения разнообразных точек зрения привела к научному синтезу. Усваивая западные идеи, наша наука для своего синтеза разнообразных точек зрения может еще пользоваться тем идейным материалом, который вырабатывается русской жизнью.

Россия переживает эпоху европеизации. Преобразо­вания Петра Великого и введенный им европеизм нисколько не изменили и не могли изменить народности, но только оживили её духом новой богатейшей жизни и дали ей необъятную сферу для проявления и деятельности.

Россия до Петра Великого была только народом и стала нацией, вследствие толчка, данного ей её преобразователем. Родовое начало русских не подавлено реформой Петра. Оно только получило через неё высшее развитие и высшую форму.

Некоторые приписывают реформе Петра Великого то вредное следствие, что она поставила народ в странное положение: не привив ему истинного европеизма, только отторгла его от родной сферы и сбила с здравого и крепкого природного смысла. Но это не так, Петр лишь за несколько десятков лет сделал то, что могло бы делаться несколько веков. Вся реформа его была тяжким испытанием для народа, но худшее, что было в его положении - это то, что он не мог понять ни смысла, ни цели, ни пользы перемен. Петру Великому не нравилось древнее государственное устройство. Государева боярская дума должна была уступить место сенату; областные приказы ландратам и ландрихтерам. Петру не нравилось прошлое России.