вала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее стро-
го религиозной догматике.
Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и
городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко
отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало
живописцев, наделенных большим талантом.
Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще
очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-
диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-
рошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изоб-
ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были
перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-
жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По-
мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-
ловека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось
изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-
пала перед описанием.
Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке свя-
зана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова
(1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в
котором художник изобразил классически правильное лицо, а также
большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г.
С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".
Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший,
как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, бы-
ло распространение портретных изображений. Это оказалось не только
в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати ста-
ли заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже по-
явились попытки создания портретов.
Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную
эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути станов-
ления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаичес-
ких традиций.
МУЗЫКА И ТЕАТР
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые мно-
говековые традиции. Как и другие области народного творчества, она
была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими
особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-
голосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные
песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и
глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые раз-
личные психологические состояния человека. Особенности народного
хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной
музыкой.
Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался
народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-
диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями
против богачей, попов, неправедных судей.
Новым явлением было возникновение первого придворного театра.
Инициатором его создания был широко образованный по тому времени
боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому
отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60
человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды,
где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами люби-
тельские спектакли.
Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влияни-
ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземно-
му, театр прекратил существование.
Оторванный от народного искусства и предназначенный для уз-
кого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил
серьезных следов в истории русской театральной культуры.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Определяя основное содержание и направление историко-куль-
турного процесса средневековой России, можно с полным основанием
говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное твор-
чество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В ус-
ловиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила за-
мечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-
тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в
переработанном виде в своих классовых целях.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она
жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная
любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое
нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, спра-
ведливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-
ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных яв-
лений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произ-
ведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-
ни, в разных формах эти замечательные качества народного творчества
пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные это-
му времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в ко-
нечном счете, социально-политическими и экономическими процесса-
ми, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с прису-
щими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господс-
твом замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом,
традициями к сохранению политической системы феодальной раздроб-
ленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных
традиций и особенностей.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние
оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла оп-
ределенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зод-
чества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои
догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь
тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-
вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-
витие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непри-
ходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего
национального богатства, славы и величия нашего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авт.кол. М.Ю.Брандт, М.М.Горинов "Россия и мир",
часть I; изд."Владос", г.Москва, 1994 г.
2. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории
русской культуры"
3. журнал "Очаг" 5/6 1993 г. (выборочно)
4. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;
изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.
5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",
изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.