С О Д Е Р Ж А Н И Е
стр.
1. Введение .............................................. 2
2. Материальная культура ..................... 3
3. Устное народное творчество .............. 4
4. Научные знания .................................. 8
5. Литература .......................................... 10
6. Зодчество ............................................ 11
7. Скульптура и резьба ......................... 12
8. Живопись ........................................... 13
9. Музыка театр ..................................... 14
10. Заключение ....................................... 15
11. Список литературы .......................... 16
ВВЕДЕНИЕ
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить, У ней особенная стать:
В Россию надо верить.
Ф.И. Тютчев
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.
Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-
ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-
готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была
комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде
всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)
и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,
в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-
лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на
протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-
щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у
них.
Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,
приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-
не, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. По-
является неудержимое стремление к описательности, декоративности.
Художественное творчество из священного занятия превращается в ре-
месло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами
культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.
Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха
Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась
отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,
традиционной : от саобытного типа культуры страна не отказывалась,
но внимательнее учитывала западные тенденции.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодально-
го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй
еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-
чальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-кре-
постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-
ного разделения труда, рост товарного производства и обращения были
условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-эконо-
мической жизни России. Новые явления в области культуры затронули
прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных
по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-
ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.
Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало про-
мышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы
в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских
людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся
заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в
прикладное искусство.
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значи-
тельной территории Российского государства и подрыву его матери-
альной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на
положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства
оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были
прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдви-
ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском
хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь,
одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-
бенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового
превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в
XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значи-
тельному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,
Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки
железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,
подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерст-
вом выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено произ-
водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.
Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,
его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали
башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-
на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие
механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных ме-
таллов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золо-
той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-
товлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные
вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.
Важное значение имела чеканка монет.
В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был
отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты
в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с
сыном для митрополитного двора в Ростове.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Осо-
бенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых
лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские
плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но
и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а
также производство поташа. Возникли центры массового производства
изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,
Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-
ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также
производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой
обуви, крупным центром которого стал Углич.
Значительно большее по сравнению с предшествующими временами раз-
витие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготов-
лялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую
прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений
достигла высокого уровня.
В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее
творцами и создателями были многие тысячи народных масте-
ров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицирован-
ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-
водство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных
мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и
выполняли сложные технические работы с большим искусством.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас,
благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном
творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными
конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был
временем значительного подъема народного творчества. Характерно ши-
рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-
бокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины,
песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца
XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческ-
их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до
наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за
гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические
отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-
го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-
ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:
"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-
верие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота шиороки, а со
бвора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по
крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ
- послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при-
воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что
рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества
стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его
имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды,
песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы-
вался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и
Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья
Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока-
зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание
как праздник:
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовтесь, бояре на праздник.