Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936). Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой" Пикассо.
Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.
Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков.
Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше трагический накал нечеловеческих страстей.
Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами, - едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.
Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, ноона обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабною противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что «это не просто монстры — призраки испанской гражданский войны, а войны как таковой вообще».
1. Что в переводе с французского значит «сюрреализм»?
a) нереальность;
b) сверхреализм;
c) соцреализм.
2. Кто положил начало сюрреализму как художественному направлению?
a) Андре Бретон;
b) Поль Элюар;
c) Сальвадор Дали;
d) Макс Эрнст.
3. У кого сюрреалисты позаимствовали название своего течения?
a) Артюр Рембо;
b) Поль Верлен;
c) Стефан Малларме;
d) Гийом Апполинер.
4. Дата рождения Сальвадора Дали:
a) 1 мая 1904 г.;
b) 12 июля 1905 г.;
c) 31 декабря 1900 г.;
d) 17 апреля 1903 г.
5. В каком городе родился художник?
a) Барселона;
b) Фигерас;
c) Кадакес.
6. В честь кого был назван Сальвадор Дали?
a) дедушки;
b) отца;
c) брата.
7. Кем по национальности была жена и муза Дали?
a) англичанка;
b) русская;
c) испанка;
d) француженка.
8. Назовите настоящее имя Галы:
a) Елена Дьяконова;
b) Анастасия Голицина;
c) Ольга Романова.
9. Как переводится анаграмма от имени Сальвадора Дали «Avida Dollars»?
a) «Пренебрегающий долларами»;
b) «Разбрасывающийся долларами»;
c) «Забывший о долларах»;
d) «Жаждущий долларов».
10. Какая знаменитая фраза принадлежит С. Дали?
a) «Государство – это я»;
b) «Сюрреализм – это я»;
c) «Величайший художник – это я».
11. Каким художественным направлением не увлекался С. Дали?
a) импрессионизм;
b) экспрессионизм;
c) кубизм;
d) футуризм.
12. Как назвал Дали свой метод написания картин?
a) параноидально-критический;
b) реально-сюрреалистический;
c) автоматический.
13. Автором какой картины не является С. Дали?
a) «Постоянство памяти»;
b) «Открытие Америки Христофором Колумбом»;
c) «Герника»;
d) «Испания».
14. На каком основании С. Дали был исключен из Королевской академии изящных искусств?
a) по причине отсутствия таланта;
b) за неявку на занятия;
c) за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.
15. Какого политического деятеля С. Дали часто изображал на своих картинах?
a) И. Сталина;
b) В. Ленина;
c) А. Гитлера;
d) Ф. Франко.
16. Автором сценария и постановщиком какого фильма был С. Дали?
a) «Великий диктатор»;
b) «Маленький Цезарь»;
c) «Багдадский вор»;
d) «Андалузский пес».
17. Знакомство с каким поэтом определило творческий путь С. Дали?
a) Федерико Гарсия Лорка;
b) Андре Бретон;
c) Хуан Рамон Хименес;
d) Филипп Супо.
18. В какой стране жил С. Дали в 40-е годы?
a) Великобритания;
b) Франция;
c) США.
19. Описание какой картины приведено ниже:
«Мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины»?
a) «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»;
b) «Постоянство памяти»;
c) «Предчувствие гражданской войны»;
d) «Евхаристический натюрморт».
20. Какая картина была последней работой С. Дали?
a) «Ангел»;
c) «Искушение святого Антония»;
d) «Ласточкин хвост».
1. b)
2. a)
3. d)
4. a)
5. b)
6. c)
7. b)
8. a)
9. d)
10. b)
11. b)
12. a)
13. c)
14. c)
15. b)
16. d)
17. a)
18. c)
19. b)
20. d)
Список использованной литературы