Смекни!
smekni.com

Семиотика цвета в восточной и западной культурах (стр. 2 из 4)

Как мы видим, с самой древности красному цвету приписывались преимущественно позитивные смыслы. Но в XVII веке красный цвет начинает приобретать негативные значения. Рембрандт придает ему драматические, даже трагические оттенки, а французская Академия изящных искусств осуждает Рубенса за чистый яркий цвет в его картинах.

Начиная с XVIII века в Европе красный цвет заменяют розовым. В моду входят оттенки «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы».

Красный цвет приглушается, разбавляется, теряет энергию. И возвращается к концу века как цвет Великой французской революции.

В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции продолжаются потрясения: Парижская коммуна, реставрация Бурбонов, империя Бонапарта… Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.

В прикладном искусстве XIX века красный угасает, приглушается, темнеет. Он превращается в цвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок», мальвы, вянущей розы… Модерн и ар нуво предпочитает разбеленные гаммы, избегает чистых тонов. Сложные цвета, теряя насыщенность, теряют вместе с ней символические значения.

В XX веке происходит революция – социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красный цвет. Без него не могут обойтись кубисты, супрематисты, футуристы. Здесь красный излучает силу, энергию, мужество, а порой ярость и воинственный дух. Уже в начале века писатели и поэты, наделенные пророческим даром, видят в нем зловещий символ. Андрей Белый замечает над Петербургом кровавое зарево и размышляет: «Не есть ли это геенское пекло?» В романе «Петербург» героя терроризирует злобный шутник, дразня красным плащом. В пьесе Горького «Дети солнца» чахоточная героиня ненавидит красный цвет, который напоминает ей сцену дикой расправы озверевшей толпы с помещиками. У А. Грина красный – знак больного сознания, у Б. Брехта – пошлости и порочности («Трехгрошовый роман»). У К. Шахназарова – глупости и глухоты к страданиям ближнего (фильм «Курьер).

И только в народном искусстве, в сознании «неученых» художников и простых людей он остается любимым – не за символизм, а за непосредственное эстетическое восприятие.

Белый

Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Это свое значение он сохранил и до настоящего времени, хотя с физической точки зрения он таковым не является. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие.

Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не «обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.

В ритуалах ндембу и всех других примитивных народов белый цвет, в виде одежды, окраски, талисманов, употребляется как знак очищения и приобщения к добру.

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми. Белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности. Белый – это цвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических и злых сил.

В Китае и Индии этому цвету был придан мистический и трансцендентальный смысл, который происходит не из чувственных восприятий или ассоциаций, но возникает как визуализация философских понятий.

Так, уникальное космическое и миростроительное начало дао в древнем Китае не имеет формы, веса, вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими реалиями, как вода, туман, облака. Даосская живопись из всех красок предпочитает китайскую тушь, из всех цветов – хризантему, а из всех птиц – аистов и белых журавлей. Помимо этой философской символики в Китае придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени, металла.

В древней Индии белым цветом было отмечено южное направление и ритуальные гимны. Кроме того, белым цветом в индийской философии кодируются ключевые понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает пустоту, но не пространство, лишенное материи, а психологическое состояние, т.е. душевную пустоту – отсутствие страстей, эмоций, восприятий, даже восприятия собственного «я». Достигший такого состояния превращается в святого, бодхисаттву. «Саттва» -- понятие, близкое «шунье». Оно означает чистоту и безмятежность.

В античном мире белый – цвет благородства, знатности, величия. Этот цвет наряду с красным и пурпурным был привилегированным.

В Древнем Риме представители верхушки общества носили тоги и туники, женщины «из общества» -- белые платья (столы).

Белый – это цвет богов, святых, праведников. В эпоху цивилизации белый всюду символизирует главное, верховное божество, а оно отождествлялось с солнцем.

Египетские жрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и покойников (что в их понятии было одно и то же).

В раскраске этажей зиккуратов, стен храмов и дворцов белый занимал самое почетное место. Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская башня) были увенчаны белыми кубами божественных «спален», где бог солнца проводил ночи в обществе храмовых жриц.

Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет – это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет миру…»

Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Белый цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве – это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо.

Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.

В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам Аллах – «свет небес и земли», и хотя ангелы его одеты в зеленое, верные ему люди и сам пророк Магомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным климатом сакрализуют триаду красный – белый – черный, то в Аравийской пустыне предпочитают триаду зеленый – белый – черный. Эти цвета являются священными символами, и вместе с тем они наиболее любимы в странах ислама.

Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения белого. Седина – это приближение смерти, белый – цвет савана покойника, проказы и лишаев.

В природе белый – не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям, чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн, недоступные горные вершины, облака…

В момент горя, в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых переживаний волосы белеют. Все это является источником ассоциаций негативного характера: белый связывается в сознании с холодом, безмолвием, смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают эти его негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви:

Белотканых

Рукавов разлуку

Омыла роса,

И, пронизывая холодом,

Осенний ветер подул.

На осеннем ветру

В Фукиаге стоящие

Белые хризантемы.

Подует ветер,

И расходятся на вершине

Белые облака…

Совсем безжалостно сердце твое!

(Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха. – М., 1978)

В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.

Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи (супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белые стены воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX века были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX век. Воображение рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя.

И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. Так, у Блока белый цвет означает смерть, тоску, холод, отчужденность. Нюансы белого обозначаются такими словами, как снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный:

…Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен…

Белая ты, в глубине несмутима,

В жизни – строга и гневна.

Тайна тревожно и тайно любима

Дева, Заря, Купина…

Терны венчают смиренных и мудрых

Белым огнем Купины.

В наше время белый цвет принят как символ божества во всех религиях мира. Помимо традиционных, его присвоили новые религиозно-философские течения – теософия, агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.

Живопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой другой. Супрематисты видят в белом пространстве всего символ неэвклидова n-мерного пространства, которое в свою очередь погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.

Черный

Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.