Синий
Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он – антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.
В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом.
В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.
Если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.
В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самого себя.
На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками луны и солнца.
В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим цветом.
В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем красные и зеленые).
В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.
В мусульманской Индии синий или голубой были знаками печали и траура.
Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. Он очень интенсивно используется. По сравнению с голубым, чистый синий – легкий, свежий, «в его расцветке лучше думается» (К. Петров-Водкин, «Самаркандия»).
В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали.
Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» («О духовном в искусстве»).
Человек "голубой крови" имеет благородное, аристократическое происхождение. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Тёмно- синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя.
Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств.
Фиолетовый
Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник особенного психологического воздействия этого цвета.
Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть (С. Рубинштейн), он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа (М. Нордау), задерживает деятельность(М. Дерибере).
Но вместе с тем фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека.
В средневековой Японии фиолетовый был символом любовной страсти.
В XIX и ХХ веках в фиолетовом ощущают главным образом нечто таинственное, иррациональное, пугающее.
И. Гете в учении о цвете замечает в фиолетовом беспокойство и утомляющее действие: этот цвет не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.
Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он балансирует между живым красным и мертвым синим, между горячим и холодным, между материальным и духовным. Но угнетающее начало в нем преобладает.
Серый
Серый – цвет бедности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого тумана.
В древности, в средневековье и в эпоху Возрождения этот цвет совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, недостойным уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у римлян символизировал зависть. У античных и средневековых авторов очень редко встречаются упоминания о сером. На древнем Востоке в знак скорби посыпали голову пеплом.
В древней русской литературе и фольклоре серый или сизый – это цвет хищных животных и птиц (серый волк, сизый орел), на него как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным цветом одежды крестьянина.
Но примерно с XVI века серый цвет приобретает ценность. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе. В XVIII веке он становится уже элегантнейшим цветом. Появляются оттенки серого – перламутровый, жемчужный, «цвет голубиной шейки», голубовато- и зеленовато-серый.
Эти легкие, светлые, ненавязчивые цвета создавали в интерьерах благоприятную среду для галантного времяпрепровождения при дворах королей и дворян. В XIX и ХХ веках серый (более темных оттенков) был принят как самый «практичный» цвет в одежде, самый спокойный в интерьере. Серый стал символом хорошего вкуса, хорошего тона. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».
Этот цвет как бы скрывает личность носящего его, облекает не только его тело, но и душу, так как другие цвета о чем-то говорят, а серый молчит. Серый дает отдых усталым нервам современного городского человека. Средне-серые и темно-серые оттенки хороши на матовых и «благородных» фактурах, тогда как в масляной окраске могут вызвать негативные эмоции.
Оранжевый
Оранжевый – это цвет детского веселья, тепла и уюта.
Этот цвет не относится к основным, соединяет в себе свойства красного и желтого. Он дает «мягкий отблеск заходящего солнца. Поэтому он также приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде» (И. Гете).
Оранжевый особенно любят дети. Каких-либо самостоятельных символических значений этот цвет не имеет. В целом – веселый, радостный, тонизирующий. Однако в загрязненном и разбеленном виде он легко приобретает негативные оттенки (слащавость, сентиментальность), становится мутным и «мыльным».
Коричневый
Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен и во всех природных объектах ценится людьми. Но в древности и средние века этому цвету придавали негативный смысл и малую ценность. В Древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпены; для высших классов общества этот цвет был запретным. В средние века в культуре ислама коричневый цвет воспринимается как цвет распада и разложения.
В средневековой Европе коричневый цвет считался самым уродливым.
В конце XIX – начале ХХ века коричневый колорит приобретает неблагоприятные эмоциональные оттенки и негативную семантику. Мастера стиля модерн выражают в этом цвете настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски.
Вместо заключения
Как мы видим, мир цвета очень интересен и многогранен. Противоречия в понимании того или иного цвета встречаются не то что в разных культурах, но и в рамках одной. Я думаю, понимание основных значений цветов во многом поможет объяснить некоторые вопросы, которые могут возникнуть при изучении традиций и обычаев восточных и западных стран.
Литература
Антропова Т. Интернациональный язык цвета (ч. 4) (интернет)
Козлова Т. В. Цвет в костюме. – М., 1989. – 40 с. С. 6 – 19
Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. – М., 1993. – 207 с. С.172 – 187
Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с. С.33 – 93
Монастырская Е. Символика цвета (интернет)