Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ норм морали Ветхого и Нового Заветов (стр. 2 из 3)

Отношение к неверующим и вообще всем тем, кто не разделяет его учения, у "доброго пастыря" было просто нетерпимым и крайне жестоким. В известной притче о плевелах на поле Христос приравнивает верующих в него и угодных богу (то есть опять-таки ему) к пшенице, а неверующих - к плевелам, то есть сорнякам. И как после жатвы плевелы отделаются от зерна и предаются сожжению, те "будут сожжены при кончине века сего" грешники.

"Пошлет Сын человеческий голов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную". Под плевелами, как легко догадаться. И это говорит тот, о ком христиане говорят, что бог - это любовь! Но, если это любовь, то что же такое ненависть?

Не видно было проявлений милосердной любви и к другим своим соплеменникам и единоверцам - фарисеям, которые блюли чистоту религии его предков, - иудаизма. В разговоре с ними Христос произносил такие слова: "Змии, порождения ехидны! Да падет на вас вся кровь праведная! Падет на ваши головы гнев Отца моего! Гореть вам в геенне огненной, и будет там плач и скрежет зубовный?"

А ведь, именно иудаизм составил ядро Христианства. До сих пор многие считают учение Христа всего лишь очередной сектой иудаизма, получившей демографическое преимущество только благодаря упрощению и популяризации учения.

Но, если еще можно понять, почему Христос не любил тех, кто за ним не последовал, то уж никак не укладывается в понятие "добрый бог" его жестокое отношение к рабам, причем даже к тем, кто в него верил. Так, однажды он перечислял различные формы наказания, которые ждут рабов, проявляющих непослушания: один будет просто рассечен, другой "бит будет много", третий "бит будет меньше" (Лук.12, 46-48). Какой же он после этого защитник угнетенных и обездоленных! Большевики явно переоценивали его гуманность, когда говорили, что на ранних этапах христианство было религией рабов. (Хотя по факту - так оно и было, но это уже в силу других особенностей христианства + низкой степени образованности рабов).

Судя по Евангелиям, Христос позволял себе подчас поступки безнравственные не только с точки зрения обывателя, но и с точки зрения верующего. Примером тому может служить его поведение в храме - святыне всех иудеев. Будучи по рождению и вере иудеем (хоть и родился он от "святого духа", но его мать была истинной иудейкой), Иешуа Машиах (подлинное имя того, кого называют Христом) прекрасно знал, что в храме всегда торговали и сидели менялы, обменивавшие светские деньги на сикели - храмовые деньги (это название получила национальная денежная единица Израиля - шекель).

Только на сикели можно было купить жертвенных животных и птиц. Кроме того, обмен денег был последним актом очищения и первым актом религиозного таинства. Такой порядок был установлен первосвященниками Иудейской Церкви и одобрен самим Яхве, которого Иешуа почтительно называл своим отцом. Однажды зайдя в храм, он устроил в нем настоящий погром: "И вошел Иисус в храм божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей..." (Мф. 21, 12). Тем самым Христос совершил акт величайшего неуважения к нормам поведения и традициям иудаизма, по сути, акт вандализма и святотатства. Не это ли бесчинство настолько рассердило строгого и весьма жестокого бога Яхве, что повлекло за собой казнь Христа.

Это ладно, но сейчас (да и давным-давно уже) христиане как раз любят торговать в своих храмах - и свечами, и услугами, а сейчас и предметами культа, книгами и т.д. Хоть вешай в каждом "храме божьем" картину "ваш бог изгоняет торговцев отсюда"...

Вершиной же Новозаветной нравственности можно считать призыв доброго отношения к своим врагам: "...если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напои его...". Но за этим следует продолжение, раскрывающее всю суть данной морали: "... ибо, делая се, ты собираешь ему на голову горячие угли!.." Найдутся ли слова, которые описали бы эту крайнюю степень ее двуличия?

На протяжении двух тысяч лет христианские проповедники гордились поучением непротивления злу, считая его вершиной христианской нравственности: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5, 39); "И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф. 5, 40). Однако вся история христианства свидетельствует, что этот призыв христианами оказался не услышан. Потому что он был и остается противен природе человека, кого бы он ни представлял: раба, свободного, аристократа, священника или царя.

Христиане не только с оружием в руках отстаивали и продолжают отстаивать свои интересы перед светскими и религиозными властями (в Африке, Индии, мусульманских странах), но и постоянно воюют друг с другом: католики с протестантами и православными, протестанты с католиками и православными и т. д. А православные к тому же воюют еще и друг с другом: Русская Православная Церковь с Русской Православной Церковью за границей (Карловатской Церковью), Катакомбная Православная Церковь с Русской Православной Церковью и т.д.

Но это уже творения последователей христианства, и если я буду рассказывать об их зверствах - то даже краткий список растянется на целую книгу. Нет. Рассказывая всё это про христианство я ни в коем случае не собираюсь выгораживать Иудеев и их Ветхий Завет. Ведь многое в Новый Завет перешло из Старого.

Изречение “Возлюби ближнего своего как самого себя” происходит из Торы (Левит 19:18). Но встречается в Библии многократно: повторные изречения Иисуса в Евангелии от Матфея 5:43; 19:19; 22:39, Марка 12:31; 12:33 и Луки 10:27, другие повторения в Новом Завете (Рим. 13:9, Гал. 5:14; и Иак.2:8), и дважды - используемый Иисусом перефраз в Матф. 7:12 и Лук. 6:31.

Именно правильное понимание данной фразы открывает нам глаза на то происхождение двойной морали:

Слово, Тора означает Закон, и Тора – есть главный (основной) Закон. Согласно автобиографичной этнографии древних Израильтян, это был общий принцип из которого следуют запрещения убийства, воровства, и лжи. Но кто именно квалифицируется как объект для этой вершины этики? Кто есть – Свой ближний?

Большинство современных Евреев и Христиан, почитающих бога Торы, отвечают, что этот закон применим к каждому человеку, ибо, как разъясняется в следующей выдержке из трудов уважаемого Христианами Комитета Иудаизма и Социальной Справедливости: “Комитет Иудаизма и Социальной Справедливости обязан своему росту именно Библейской заповеди, гласящей “возлюби ближнего как Самого себя” - начиная от семьи и кончая всем обществом, деловым миром и в конечном счете - международными отношениями”

Но когда Израильтяне получили закон любви, они были изолированы в пустыне. Согласно преданию, они жили в палатках, сгруппированных по расширенным семействам, у них не было никаких соседей не-израильтян, а распри были довольно обычным делом.

Со временем междоусобная борьба стала довольно жестокой, например, в отдельном эпизоде было убито 3,000 человек (Исход 32:26-28) . Большинство отрядов хотело “поставить (нового) начальника и возвратиться в Египет” (Числа 14:4). Но Моисей, предпочел сплотить группу.

Если мы хотим понять что именно думал Моисей о том, кого имел в виду его бог, говоря “ближний”, закон должен быть рассмотрен в контексте, и минимальный контекст, который имеет данный смысл - библейский стих из которого так часто извлекается закон любви. Вот три перевода Левита 19:18:


· Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего как самого себя (Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. Синодальное издание)

· Не мсти и не имей зуб на детей твоего народа, но люби своего ближнего как самого себя – (Пересмотренная Стандартная Версия (RSV)).

· Ты не должен мстить или иметь недовольство против твоих соотечественников. Люби твоего товарища как самого себя. – ТАНАХ.

Так всё-таки, не убий - кого? В контексте, под ближним подразумеваются “сыны народа твоего”, “дети твоего народа”, “твои соотечественники” - другими словами, - твои товарищи, члены группы. Определенные законы, которые следуют из закона любви, могут быть лучше поняты, если держать в памяти эти определения “внутригруппового” ближнего. Рассмотрим прото-юридическую часть Десяти Заповедей (Второзаконие 5:17-21):

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не кради

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Читая это, надо помнить, что свитки, с которых были переведены эти слова, не имели точек, запятых, и никаких заглавных букв в начале предложений. (Решения относительно того, где начинаются и заканчиваются предложения и параграфы - целиком на совести переводчика.) Соответственно, вместо того, чтобы быть написанным в виде пяти отдельных параграфов, состоящих из одного предложения каждый, без замены единого слова, Второзаконие 5:17-21 могло быть переведено так:

“Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего”.

Здесь на вопрос, “не убивай КОГО?” Дается вполне четкий ответ “Не убивай ближнего твоего, – т.е. детей твоего народа, твоих соотечественников, твоих товарищей, членов “группы”. А с иноверцами - делай что хочешь. Вот она - двойная мораль, унаследованная и многократно усиленная в рамках Нового завета.