Смекни!
smekni.com

Средневековые цивилизации (стр. 3 из 6)

· Второй район назывался Нед. Занимал территорию центрального плоскогорья аравийского полуострова. На его территории практически отсутствовали реки. Население этого плоскогорья в основном концентрировалось вокруг тех районов где были колодцы.

· Третий район назывался Хиджаз. Занимал территорию западной прибрежной полосы проходящей вдоль аравийского залива. Через этот район проводило несколько торговых путей. В частности торговые пути идущие из Емсна в Египет, Сирию к Евфрату. В районе была развита не только внутренняя, внешняя торговля но и транзитная торговля. Именно в этом районе выделился центр транзитной торговли, город Мекка.

Мекканские купцы несколько раз в год составляли караваны уходившие в Палестину, Сирию. Они торговали кожей, изюмом, финиками, золотым песком, серебром, благовониями. Предметами транзита из индии являлись корица, пряности, ароматические вещества, китайский шелк. Из Африки перевозили слоновую кость, рабов. Из Сирии византийские ткани, стеклянную посуду, зерно, растительное масло. В центре Мекки находился храм кубической формы Кааба. В одной из стен этого храма находился черный камень которому поклонились, В храме находились множественные изображения божеств арабских племён. Кааба уже в те времена являлся местом паломничества. Мекка и сё окрестности считались священными и заповедными. Во времена паломничества возникали ярмарки. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно живущие в окрестностях Мекки арабы торжественно отмечали праздник весны и в это время прекращались разбойные набеги, войны, конфликты.

Ислам основа арабской цивилизации.

Арабы в большинстве своём были язычниками. Особенно они почитали бога утренней звезды и бога луны. Единой религии у них не было. В разных частях Аравии почитались различные боги. Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма. Иудаизм это первая монотеистическая религия на земле (монотеизм - единобожие). Евреи первыми начали верить в единое божество. Они построили первый храм посвященный единому богу, В иудаизме бог - олицетворение неба и земли, всех людей. Он свят и справедлив. Люди живя на земле исполняют предначертание бога. Что касается христианства то оно стало второй монотеистической религией мира.

Иудаизм принесли в Аравию евреи, а именно торговцы и переселенцы из Палестины бежавшие от притеснения римлян. Христианство также принесли в Аравию торговцы и монахи, священники, которые появились на Аравийском полуострове из византийских племен. В 6 веке в Аравии сложилось учение ханифов. Ханифы признавали единого бога. Они как бы обобщили иудаизм и христианство. Можно сказать что в до исламской Аравии господствующим был ханифизм.

Ислам (в дословном переводе покорность) или мусульманство зародилось в Аравии в 7 веке. Ислам образовался из элементов иудаизма, христианства, ханифизма. Основателем ислама считается Мухамсд. Мухамеда называют пророком и посланником аллаха на земле. 8 Мекке исламская религия сначала не получила всеобщего распространения. Последователи мусульманства подвергались гонениям. В результате они были вынуждены переселиться в город Мегина. Все переселившееся сторонники Мухамеда образовали общину. Общинников назвали мусульманами (что в переводе означает преданные Мухамеду). Мекка была признана религиозным центром, а Хракага главным святилищем ислама. Священной книгой мусульман стал Коран (чтение). В него вошли речи Мухамсда записанные его последователями и библейские сказания. Уже после смерти Мухамеда Коран был собран в единую книгу отредактирован и разделён на 114 глав. Догматика Корана проста -спасение спасет тех кто верит в аллаха и его посланника Мухамеда. Верующие должны полностью вверять себя воле аллаха. Сущность ислама состоит в том что он укреплял веру в предопределение. Формировался в массовом сознание арабского населения. Ислам возлагал на верующих 5 обязанностей:

· Ислам утверждал что спасение ждёт тех кто верит в аллаха и посланника на земле его Мухамеда. Другими словами нет божества кроме аллаха. То есть в этом тезисе сконцентрирована идея единобожия и пророческой миссии Мухамеда.

· Ежедневно мусульманин обязан совершать молитвы по установленному обряду.

· Мусульманин обязан отчислять 1/40 часть дохода с недвижимого имущества и торговой прибыли.

· Мусульманин обязан соблюдать пост в месяце рамадане.

· Мусульманин обязан совершить паломничество в Мекку.

Уже после смерти Мухамеда появилось еще одно положение о участие каждого мусульманина в священной борьбе с неверными. По отношению к иудеям, христианам, дороавстрийцам допускалась вера в терпимости при условие что они станут починяться и станут подданными мусульманского государства и будут платить установленный сбор. Таким образом ислам с его строгим монотеизмом и проповедью братства всех мусульман не зависимо от племенного деления оказался той силой которая смогла объединить Аравию. Мусульманство быстро стало весомой политической силой а мусульманская община ядром объединения Аравии. В 7 веке арабы более менее концентрировались на одной территории. С розненном ислама стала складываться единая арабская цивилизация. Было положено начало к созданию арабского государства. Возглавили арабское государство приемники Мухамеда. Арабское государство возникло в 7 веке и его история делится на 2 этапа:

· Первый этап (7-8 в.в.). Арабский халифат возглавили представители династии Оммейядов. Столицей являлся город Дамаск.

· Второй этап (9-13 вв.). Связан с династией аббахидов. Столица была перенесена в город Багдад.

Первым халифам был Абу Бекра. Он был купцом, старым другом и тестем Мухамеда. После его кончины халифом стал Омар. После Омара третьим крупным халифом являлся Осман. Эти три халифа заложили основу арабского халифата. При эти трех халифам арабы начали завоевательные войны. Причем сразу на два фронта. Против Византии и Персии. Арабы одержали победу и над Византией и над Персией. Захватили Сирию, Палестину, Месопотамию, Иран, часть Армении, северный Азейбарджан, вторглись в Харизму и Савьеану, Пенджаб, покорили Египет. В 8 веке арабы расширили свои владения в средней Азии, проникли в долину индии. На западе они подчинили всю северную Африку. Затем арабский полководец Джибаль Аль Тарнк вторгся в Испанию и захватил большую часть испанского полуострова. Таким образом уже в течение первого столетия (на протяжение 7 века) возникло огромное арабское государство. Которое по своим территориальным границам напоминало владение римской империи. Арабское государство расположилось на территории трех континентов Африки, Азии, Европы. Местное население которое входило в состав арабского государства довольно быстро поддалось мусульманизации. Почему? Потому что во-первых мусульмане платили одну десятину а не мусульмане от 1/3 до 2/3 урожая. Во-вторых имели место смешенные браки.

Во второй половине 8 века начался постепенный распад халифата. Этот распад продолжался примерно 1,5 столетия.

Арабский халифат.

Халифат представлял собой централизованное государство с единой системой управления, налогообложения и таможенной столицы. Верховная власть и светская и духовная наводилась в руках халифа. Светская власть называлась эмират, а дуювная иммомат. Халиф же одновременно являлся и эмиром и имамом. Помощник халифа в светских делах назывался визирь. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на полицию и армию. Была создана и имела огромное значение конная армия из рабов которая носила название мамлюки.

Верховным собственником земли считалось государство. Наибольшая часть земельного фонда была в собственности государства, а меньшая часть принадлежала халифу и его окружению. Часть земли отдавалась за военную службу военным людям, а часть передавалась целым арабским племенам. Обрабатывали землю крестьяне. Они были обязаны платить огромные налоги, подати. В 7 веке была введена практика обязывающая носить на шее свинцовые бирок на которых фиксировалась плата подати. Налоги и подати платили либо деньгами либо натурой. Арабское государство имело города которые находились под строгим контролем государства. Арабские города как правило возникали на месте военных поселений.

Положение личности в арабском халифате было типично для восточной деспотии. Человек мог оказаться иа верху социальной лестницы, но мог и оказаться на самом ее низу. Специфическая особенность исламской цивилизации заключалась в том тго на ряду религиозными ценностями влиятельными оказались ценностные ориентации кочевого и полукочевого общества. Согласно которым труд ремесленника считался позором. Ремесленники таким образом являлись низшей категорией социальной ратификации арабской цивилизации. Ремесла традиционно закреплялись за диммнями. Диммии это евреи и христиане которые прибывали и находились в арабском государстве. Престиж ремесла в мусульманском обществе падал. Что в свою очередь симулировало дальнейшее закрепление многих профессий за нс мусульманами.

Арабская культура.

Арабская культура прошла сложный путь развития. В ней можно различать собственно арабскую культуру и культуру завоеванные арабами народов. К арабской культуре обычно относят культуру Аравии и тех стран которые подверглись арабизации: Ирак, Сирия, Палестина, Египет и другие. Эта культура синтезировала достижения не только собственно арабской культуры но и древне вавилонской, сельджутской, среднеазиатской культур.

Расцвет арабской культуры приводится на 8-11 века. Арабы особенно больших успехов достигли в художественной литературе. Среди них поэзия: любовная лирика, религиозная, придворная. Между 10 и 15 веками возникло такое замечательное сочинение всем нам известное как 1000 и 1 ночь. В 6 веке в Сирии была создана племенами арамеев была создана арабская азбука, которая включала 28 букв. Классический арабский язык сложился на базе Корана и старо арабской поэзии. Этот язык долгое время оставался языком государственных контор, религий, литературы. Его роль в средние века имела такое же значение как греческий язык для Византии и латынь для средневековой Европы. Главными центрами образования арабов были мусульманские средние и высшие школы, которые назывались медресе. Они готовили служителей культа, учителей, чиновников. Главным центром культуры являлся город Багдад. В 9 веке в Багдаде был основан дом мудрости, своего рода академия наук. возглавлял дом мудрости на каком-то этапе такая яркая личность как Аль Хорей Мин. Арабская наука развивалась и под влиянием античности и под влиянием хозяйственного развития, управления страной. Большое распространение получили астрономические сочинения. Они имели колоссальное значение. Для кочевнического мира в пустыне важным ориентиром являлись звезды. Развивалась география, картография основанная на трудам известного александрийского ученого Клавдия Птолемея. Многие труды ученых в области астрономии и математики арабов, применялись ими. Примером может послужить лунный календарь, который был введен в обращение еще в 7 веке. Исходной его датой считалось 16 июля 622 год. Это как раз время переселения Мухамеда из Мекки в Мегину. Этот календарь существует в практике мусульманских стран и по сей день. Очень развита была медицина. Главный врач Багдада являлся искусным хирургом. На операцию к нему съезжались из Европы, Византии. Среди памятников архитектуры преобладали культовые здания: мечети, замки, дворцы, здания богатой части города. Здания украшали арабетами. Арабсты это растительный и животный орнамент в сочетание с илизованнымн надписями. Мусульманская живопись достигла вершины. Главным искусством мусульман являлось колеграфство. Оно также связанно с исламом. Если в христианской религии христиане поклоняются богу изображенному на иконе то мусульмане поклоняются изображенному слову. Поэтому красивое написание слова играло важную роль в почитание богов.