СФИНКС
Сфинкс символизирует достоинство. Королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э. Предполагается, что лицо сфинкса представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце.
Без Большого Сфинкса картина поля пирамид в Гизе, разумеется, окажется неполной.
"Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо... Я видел зарождение истории Египта, а завтра увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо. Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил множество имен от людей, приходивших поклоняться мне с набожным восхищением... Но имя, которое я получил, дал мне греческий путешественник, отец истории Геродот. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле. И это имя осталось за мной навсегда".
Это поэтическое обращение Большого Сфинкса к людям произносится семь раз в неделю в грандиозном представлении "Звук и свет". В этой несколько напыщенной речи, вложенной в уста Большого Сфинкса и утвержденной двумя египетскими министерствами, есть немало спорных моментов.
К примеру, утверждение, что имя ему было дано Геродотом - грубейшее нарушение исторических фактов. В "Истории", написанной этим греческим ученым, нет ни одного слова, посвященного Сфинксу. Скорее всего, Геродот даже не знал о его существовании, поскольку в те времена, когда грек посещал Египет, Сфинкс, по всей вероятности, был в буквальном смысле по уши засыпан песком. Первым историком, видевшим и поведавшим миру о Большом Сфинксе, был Плиний, живший гораздо позже.
Древние египтяне не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной, подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей. В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога, чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что означало "живой образ" (правителя). Греческий вариант названия возник значительно позднее и вскоре возвратился в Египет.
Как бы то ни было, без сомнений. Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан?
Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает "отец ужаса". Филологи установили, что полное название статуи означало "живой образ Хафры". То есть Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в одном лице, стерегущего свою пирамиду.
На Земле нет и никогда не было статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Она вытесана из цельной глыбы, остававшейся в карьере, откуда добывали строительный материал для пирамид Хуфу и Хафры. В Большом Сфинксе соединены уникальные технические решения и превосходный художественный замысел. Мастерам удалось передать внешность фараона достаточно верно, реалистически, не упуская индивидуальных черт его облика (например, большие оттопыренные уши и широкие скулы).
Надпись у ног царя свидетельствует о том, что статуя была высечена еще при жизни фараона Хафры. А это означает, что Большой Сфинкс представляет собой не только самую большую, но и самую древнюю монументальную скульптуру в мире. Расстояние от передней лапы до хвоста статуи составляет более 53 м, ее высота достигает 20 м, ширина лица равна 4,1 м, высота лица - 5 м, от верхушки до мочки уха - 1,37 м, а длина носа - 1,71 м.
В приведенном выше обращении к зрителям Большой Сфинкс преувеличивает свой возраст, однако, он вполне мог бы обойтись без этого, поскольку ему уже более 4500 лет.
В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно поврежден. Его лицо изуродовано ядрами и долотом, исчез символ власти уррей, от "божественной" бороды остались жалкие обломки, найденные у ног статуи. Ни время, ни пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Неоднократно его почти полностью засыпало песком. В XIV веке один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую - вот откуда появились безобразные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек. Однако эта уникальная статуя, поражающая человеческое воображение своей величественностью, не подвластна разрушительной силе времени, природы и человека. Сфинкс продолжает стоять на своем месте и сторожить некрополь в Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет стоять до тех пор, пока стоят сами пирамиды.
Хотя имя Сфинкса происходит из греческого, его корни следует искать в Египте. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем и во всей Западной Европе. В ассирийской и древнегреческой цивилизации Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. За свою историю Сфинкс почти утратил божественную сущность. Уже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим.
Несмотря на все вариации, образ Сфинкса оставался довольно стабильным. Причиной такой стабильности, видимо, служит то, что образом являлся Большой Сфинкс из Гизы - самый впечатляющий своими размерами и выразительностью монумент вымышленного существа, сохраняющий свое значение в изобразительном искусстве и в наши дни.
Параллельно с художественным развивался и литературный образ Сфинкса. Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе “Энума элиш” 2-го тысячелетия до н. э. В этом мифе Тиамат, мать природы, богиня безбрежных морских вод, и Апсу, отец жизни, бог пресных вод, производят на свет младших богов, чьи обязанности состоят в поддержании первичного порядка и спокойствия божественной пары. Апсу замышляет истребить младших богов, но они, узнав о его намерении, убивают его до того, как он приводит свой план в исполнение. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей - гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона.
Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской. Если в Египте Сфинкс почитался божественным символом власти фараонов, то в “Энума элиш” он выступает как воплощение зла, плод гнева и жажды мщения. Возможно, такая трактовка объясняется тем, что литературные образы вымышленных существ нередко отличаются от их художественного воплощения. Это обусловлено тем, что в древних литературных памятниках редко описывается внешний вид существ - либо подразумевается, что людям отлично известно, как они выглядят, либо решение этой задачи отдается на откуп их фантазии. Нельзя не учитывать и тот факт, что “Энума элиш” и Большой Сфинкс - почти современники.
То, что в литературе не приводится детального описания Сфинкса, послужило причиной многих недоразумений, связанных с его образом. Вплоть до XX века, пока писатели и художники не обратились непосредственно к египетскому первоисточнику, Сфинкс в европейской традиции представлялся женским существом - вечным, загадочным и наделенным таящей опасность привлекательностью. К примеру, на картине Франца фон Штука изображен не только Сфинкс с женскими чертами, но и лежащая на его спине обнаженная женщина, повторяющая его позу. Многие художники рисовали “улыбающегося Сфинкса”. Образ Сфинкса подвергся изменениям еще в Древней Греции.
В Древнем Египте иероглиф Сфинкса - “неб” означал “хозяин”, “правитель”. Сфинкс служил также символом постижения истины. Не случайно фараоны восседали на троне, опирающемся на лапы льва. Некоторые исследователи высказывают мнение, что в Египте Сфинкс считался еще охранителем религии и божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. В качестве хранителя тайн Сфинкс вновь появляется в эпоху Возрождения.
Тем не менее, возникшая в “Энума элиш” традиция Сфинкса-зла оказала большое влияние на формирование его европейского образа. Гесиод называет Сфинкса дочерью Орта и Ехидны. Аполлодор - дочерью Цифея и Ехидны, он же утверждает, что музы научили Сфинкса его загадкам. В Греции Сфинкса издавна ассоциировали с болезнями и смертью; дыхание дочери Цифея обращалось в жаркий южный ветер сирокко, губительный для всего живого.
Средневековые авторы черпали знания о Сфинксе из “Библиотеки” Аполлодора и “Эдипа” Сенеки. Поэтому неудивительно, что для Андреа Агатти (1491- 1550) Сфинкс - воплощение невежества, для Эдмунда Спенсера (1552-1599) - символ инквизиции, а для Бенджамина Джонсона (XVII век) - “вечный враг любви и красоты, заманивающий их в свои ловушки”. Лишь Фрэнсис Бэкон считает Сфинкса символом науки и знания.
В средневековой литературе, философии, теологии и психологии Сфинкс символизирует “чудовищные силы разрушения мысли, речи и рассудка”.
Книга Фрэнсиса Бэкона “Сфинкс, или Знание” посвящена описанию борьбы Знания и Невежества. Для него знание - неисследованная страна, загадка, требующая разрешения. Знание может стать мучительным и опасным для человека, не готового принять его. Сфинкс у Бэкона - олицетворение “разрушительной одержимости”, охватывающей человека, стремящегося к знаниям, символ “жизненной необходимости подхода к ним с холодным рассудком”. Вот отрывок из книги Бэкона: “Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины - олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и, в конце концов, просто разрывают сознание на куски”. Взгляд Бэкона на Сфинкса - очень близок греческому. Отношение Бекона к знанию сродни отношению Эдипа к Сфинксу.