Парадный Портрет
Бытовой жанр полотен и монументов , изображавших вождей , наделял их всеми возможными положительными качествами простых людей , жанр же монументальный добавлял им черты сверхчеловеческой доблести и поднимал их на высоту недостижимого идеала . Превращенные в чистые аллегории они служили не образцами для подражания , а объектами поклонения (см. ил. 10,11,12 ).
В « парадном портрете » царствовал жесткий канон , однако образ вождя не был однозначен : вождь здесь выступал в нескольких ипостасях , требующая каждая своей композиционной схемы и эмоциональной трактовки :
Вождь/фюрер : наиболее абстрактная , символическая суть , что требовало монументальности решения , величайшей трактовки , строгих обобщенных форм , выражающих надчеловечный , внеличностный характер вождя (13,14).
Вождь - вдохновитель и организатор побед : эта схема требовала языка жеста , порыва , цветового или пластического контраста , передающих волевую энергию , исходящую от вождя и должную заразить и подчинить себе зрителей (см. ил. 15,16)
Вождь - мудрый учитель: к первым двум схемам приписывается элемент психологизма , указывающего на ум , проницательность , скромность и прочие человеческие качества приписываемые вождям .
Вождь - человек ( друг детей и т. д. ): эта схема требовала жанровых деталей , а эмоциональный акцент переносился от восторженного почитания в сторону умиленной просветленности (см. ил. 17).
Увековечиванию подлежали также люди должные стать примером для подражания : Павлик Морозов , во время коллективизации донесший на антисоветски настроенного отца , за что и убитого , стал высочайшим примером новой морали и новой нормой поведения для юношества .Или другой пример : из множества замученных немцами партизан воплощением народной борьбы стала Зоя Космодемьянская , отличившаяся не количеством спущенных под откос составов , а тем что по легенде умерла с именем Сталина на устах.
У немцев Мучеником был Хорст Вессель : в реальности убитый любовником своей любовницы-проститутки , оказавшимся коммунистом , стал идеалом нового человека .
Геббельс смоделировал его как рабочего , солдата , мыслителя , поэта , беззаветно преданного идее и погибшего в борьбе за светлое будущее .
Такие примеры мучеников служили образцами высокой жертвы и беззаветной преданности народу , партии , государству и в первую очередь вождю .
Немаловажной была также такая доблесть : « меньше спать , больше работать » . Трудовики : шахтеры , лесорубы , крестьяне и т. д. За их ударные перевыполнения плана удостаивались запечатления на холсте (см. ил. 18).
Историческая Живопись
Тоталитарная система не глядела в прошлое дальше своего часа восшествия на престол , поэтому исторический период небольшой , но зато какое разнообразие : даже трапеза в деревенской избе , благодаря тому , что имела место в 1945-ом через пятнадцать лет покрывается благородной платиной истории .
Советская теория искусства требовала от таких картин :
1. Героической трактовки темы
2. Массовости сцены , сюжетной и повествовательной насыщенности , общей монументальности .
Все это имело место и в Германии , разве что повествовательная насыщенность и психологичность у советских художников преобладала : положительный образ нового человека раскрывался в психологических коллизиях мученического конца жития Павлика Морозова , и героического противостояния большевика классовым врагам .
Батальная Живопись
Собственно сцены сражений занимают в советской батальной живописи весьма скромное место . Как и в исторических картинах на первом месте здесь идут образы вождей как организаторов и вдохновителей побед на всех ключевых участках фронтов . Именно такие картины удостаиваются премий (см. ил. 7,19).
За ними следуют собственно батальные сцены . Однако требования оптимизма и гуманизма в изображении не очень способствовали правдивому изображению того , что происходило на фронте . Так что хотя батальных полотен было создано множество , высших наград удостаивались картины изображающие парады и победы (см. ил.20,21,22).
Бытовое Искусство:
Бытовое искусство - это « марширующие колонны » парадов , демонстраций , молодежных отрядов , трудовой энтузиазм на стройках , заводах и колхозных полях .(см. ил. 23) .
Пейзаж , натюрморт , обнаженное тело
Место пейзажной живописи зависело от того идеологического значения , которое придавалось изображениям природы на различных этапах развития тоталитарного искусства : пейзаж подразделялся на :
1. Пейзаж , как его понимали в XIX веке .
2. Пейзаж , как символ Родины .
3. Пейзаж , как символ нового государства .
Первое отрицалось тоталитаризмом как последствия чуждых влияний империализма , второе и третье по сути включалось в общую концепцию « темати-
ческой картины » и составляло внутри нее то , что обе эстетики понимали под пейзажной живописью .
Тем не менее до конца сталинского периода идеология соцреализма подозрительно относилась к роли пейзажа в искусстве .
Приблизительно по тем же причинам - из-за того, что был едва ли не ведущим жанром в кубизме и футуризме - тоталитарная эстетика косо смотрела на натюрморт .
Изображение обнаженного тела редко встречается в произведениях сталинского соцреализма , в отличие от искусства Третьего Рейха , где расовая идеология нацизма черпала свои аргументы .
Литература : Голомшток "Тоталитарное искусство"