Сейчас уже очевидно, что палеолитический охотник-художник рисовал изображения животных не ради удовольствия, не для удовлетворения тоски по красоте либо для украшения пещер, в которых он жил. Животные изображались как объект охоты, которым охотник хотел овладеть, из необходимости выразить образно свои переживания и впечатления. (см.приложение рис.6)
От богатой охоты зависело благополучие и подъем жизни племени, а поэтому охотники старались как-то повлиять на саму охоту и ее результаты. С полным правом можно предположить, что эти изображения свидетельствуют, прежде всего, об охотничьей магии. В пользу такого вывода говорят очень многие факты. Во-первых, изображения и росписи находились всегда в темноте, которую могли разогнать лишь горящие факелы тех, кто очень редко посещал с той или иной целью отдаленные уголки пещеры.
О том, что изображения были, действительно, связаны с какой-то охотничьей магической деятельностью, свидетельствуют та резьба и те росписи, в которых туловища животных проткнуты нарисованными стрелами и дротиками. (см.приложение рис.3)
Известны и такие картины, по которым было установлено, что в них стреляли настоящими стрелами. Многие пещеры настолько богато украшены резьбой и росписью, что их можно смело назвать первобытными святынями (одна из таких пещер была обнаружена в Южной Франции, где находится целая скульптурная группа со следами древнего культа). Непосредственность примитивного мышления вела первых людей к охотничьему колдовству. Это был, без сомнения, главный, если вообще не единственный толчок к возникновению такого искусства. Естественно, изображения обрядов тоже встречаются достаточно часто. Из изображений колдунов самое сильное впечатление производит рисунок в пещере близ Монтескье – Авантес, доминирующий над изображениями животных, которые покрывают всю стену. Одну ногу колдун выставил вперед, у него конский хвост, тело закутано в шкуру животного, на голове оленьи рога, длинные уши, а на лице с длинной бородкой видны только большие круглые глаза, глядящие очень проницательно. В уже упоминавшейся пещере Трех Братьев есть изображение “Владыки зверей” - изображение не человека-не животного, причем открывается оно для обзора неожиданно и от этого зрелища веет первобытным колдовским покоем. Но следующая гравюра - ревущий зубр-заставляет забыть про безмятежность. Этот зубр – единственное изображение животного тех времен в ярости, известное в наше время. И остается загадкой, почему это изображение находится рядом с изображениями колдунов (кстати, изображения колдунов занимают пятую часть всех известных изображений того времени).
Кроме рисунков колдунов (см.приложение рис.2) известны и такие, которые можно обозначить как получеловеческие – полузвериные: быки с человеческими ногами, люди с головами, вытянутыми в удивительные клювы. (см.приложение рис.1)
И еще одно немаловажное направление древнего искусства. Человеческое стремление украсить свое тело наблюдалось уже и в те далекие времена. На некоторых стоянках позднепалеолитических людей встречаются кучи цветной глины. Она служила, вероятнее всего, для раскрашивания тела, что является самым древним способом украшения вообще. Позднепалеолитические охотники, конечно, таким раскрашиванием занимались при подготовке к различным празднествам и магическим обрядам.
Но уже у ориньякских охотников встречаются и другие способы украшения тела, прежде всего различными ожерельями, которые изготовлялись из раковин моллюсков, зубов хищников и костей. В немецкой провинции Могуч была найдена целая мастерская по изготовлению ожерелий (валуны, служившие столами, множество кремниевых орудий и раковины с просверленными отверстиями и готовых к нанизыванию).
Ожерелья служили не только для украшения. Многие из них носились скорее как амулеты, которые должны были оберегать владельца от опасностей. Некоторые имели прямое отношение к различным культам. И, судя по составляющим ожерелий, на первое место опять выставлялся культ плодородности женщины, что не удивительно - ведь от количества племени зависело многое.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что первобытное искусство зарождалось, прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, неотрывеая часть природы. Ведь основой все равно были различные культы (культ охоты, плодородия и другие), и только в последствии искусство начало принимать те формы и те образы, которые мы можем наблюдать сегодня.
Пройденный человеком путь развития, начавшийся от животных предков, был долгим и запутанным. Это не был путь блаженства, наоборот, он был трудным и покрытым терниями и камнями, но, несмотря на это, он удивительным образом привел человечество из тьмы веков в солнечное сегодня и этому в немалой степени способствовало то, что искусство всегда занимало не последнее место в жизни человека.
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Рис. 4
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Заболоцкий М.Т. “Человек разумный”
М 1993г
2. “Происхождение вещей” под ред.СмирницкойА.И. изд.Даль.-вост.ун. 1989г
3. Бородинов И.Е. “Человек.Культура.Общество” Л-д 1987г
4. Й.Аугуста-З.Буриан. “Жизнь древнего человека”. Прага 1960г