Чем больше культурный идеал проникнут чаянием высших добродетелей, тем сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью. Рыцарский идеал с его все еще полу религиозным содержанием можно было исповедовать лишь до тех пор, пока удавалось закрывать глаза на реальное положение вещей, пока ощущалась эта всепроникающая иллюзия. Но обновляющаяся культура стремится к тому, чтобы прежние формы были избавлены от непомерно высоких помыслов. Рыцаря сменяет французский дворянин XVII века, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных. Тип французского дворянина сменяется ''джентльменом'', также ведущим свою родословную от средневекового рыцаря, но являющегося более сдержанным, утонченным и интеллектуальным. В следующих одна за другой трансформациях рыцарского идеала он последовательно освобождается от поверхностной шелухи, по мере того как она становится ложью.
[1] Записки Юлия Цезаря ''Галльская война'' М 1962
[2] Заборов М.А. ''Папство и крестовые походы'' М 1959
[3] Хёйзинга Й. "Осень средневековья" М 1995 с.67
[4]Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
[5] "Законы Ману" М 1960 VII, 90 - 93
[6] Дж. Чосер "Кентерберийские рассказы" М 1973 с.432
[7] Оссовская М. "Рыцарь и буржуа" М 1987 с.92